Сибирские огни, 1953, № 5
сей, сделанных М. Волошиновым и Я. Тепиным, сквозит это удивление тем, что великий художник не похож на установившийся тип художника, каким рисовала его романтическая и академи ческая традиция и в писаной истории искусств и в неписаных представлениях широкой публики. «От далёких своих предков, словно иссечённых из гранита... — пишет био граф В. А. Никольский, — унаследовал Суриков волю закалённой стали, пла менную любовь к свободе, тонкий юмор и клокотание страстей, тщательно при крытые сурово-добродушным, грубова тым тоном речи. Оттуда же вышла острота... взгляда маленьких глаз, не ожиданно сыпавших радостно-детские искры при вспышке веселья, и весь ко ренастый, приземистый и такой беско нечно русский облик художника». Как далёк был облик Василия Ива новича от традиционного облика худож- ника-романтика или академиста, так же были не похожи пейзажи, созданные Суриковым, на пейзажи других худож ников, и особенно следующих заветам романтизма или модного в те годы им прессионизма. Романтики тоже стремились изобра жать пейзаж величественным. Но вели чественность они искали не в самой природе, а привносили от себя. Знаменитый французский пейзажист XIX столетия Коро, изображая природу, хотел её противопоставить убогим про заическим будням большого капитали стического города, ужасной и жестокой действительности, и поэтому окрашивал изображения природы своей лирической и мелодичной, похожей на музыку, меч той. В его пейзажах ещё жили идеи французского философа - просветителя Жан Жака Руссо, противопоставлявшего природу человеческому обществу, циви лизации, культуре. Сама природа Западной Европы в XIX веке, и особенно во второй его по ловине не давала художникам того ма териала, который могла дать Россия или Сибирь, с действительно величественны ми просторами, с необъятной шириной степей, лесов, многоводных рек. Приро да Западной Европы к тому времени уже значительно пострадала от хищниче ской деятельности капиталистов. Не по нимавшие историчности этого процесса художники середины и конца XIX века стремились в своих картинах оторвать природу от общества (в этом сущность импрессионистического пейзажа), бежать из общества в природу, как это сделал французский художник-декадент Поль Гогэн, опошлив идеи Руссо поисками экзотики на острове Таити. Отрывая природу от общества, буржу азные и декадентские художники стре мились идеализировать её, изображать её как нечто гармоническое. Эти реакционные антиобщественные стремления и взгляды были глубоко чужды народным представлениям о при роде, представлениям передовых и про грессивных людей. «Для меня природа, если и не хаос, то уж, конечно, не гармония, а именно материал, — писал Горький. — Наша че ловеческая задача — обрабатывать, гар монизировать этот сырой материал»1. Достаточно взглянуть на сибирские пейзажи Сурикова, чтобы убедиться, как далёк художник от идеализации приро ды. Он видит природу такой, какой её видит народ, простые люди, сибиряки- крестьяне, умеющие глубоко чувствовать красоту родной тайги. Это народное представление о красоте природы никог да не предстаёт оторванным от жизни, от общества, от общественного челове ка. Изображая природу, Суриков не гру стит и не печалится, не уносится в от влечённое и далёкое, не ищет в природе убежища от шумной жизни городов, взгляд его эпически спокоен; он осматри вает тайгу, как осматривал её Прже вальский, как осматривают её охотники- сибиряки, знавшие все трудности, кото рые связаны с освоением этой дикой природы. Изображение деревянных построек в тайге или домиков Красноярска (взгля ните хотя бы на бревенчатый дом Охот никова, словно выхваченный из действи тельности и перенесённый на лист бу маги) заставляет вспоминать хозяйствен ные советы Сурикова брату; «Купи по куда лесу, что ли... Тепло выносит в стены. Надо проконопатить их и обшить дом новым тёсом...». Дом Охотникова в Красноярске уви ден и запечатлён не только глазом художника, но и глазами человека, ко торый знал, как нужно обшить и зако нопатить стены, чтобы не дуло, как пере брать полы и с какого угла приподнять стены. Есть в этом изображении нечто до того объективное, что забываешь, что это акварель; художником схвачено са мое главное — суть сибирского деревян ного дома с чуланами и лесенками, крепко и тяжело стоящего на земле, та суть, которую с точностью мог уловить разве только опытный и мудрый взгляд мастера-плотника, строившего этот дом. Самобытность суриковского пейзажа объясняется новым видением мира, на листах бумаги и на холстах впервые по явилась та природа, которую видели по- своему, знали и любили простые люди, осваивающие леса, прокладывающие до роги и строившие дома сибиряки. 1 М. Г о р ь к и й . О себе. «Сибирские огни». 1928, № 2, стр. 189.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2