Сибирские огни, 1953, № 5

ствовать неповторимое своеобразие не­ знакомого ландшафта, красоту итальян­ ской архитектуры. Некоторые биографы Сурикова очень много внимания уделяют описанию ма­ леньких комнат тесной московской квар­ тирки художника. Они выражают удивле­ ние, как в такой тесноте создавались огромные монументальные полотна, опи­ сывают, как Суриков сшивал холсты и любил тесноту, устроив и в огромной шумной Москве личный быт по образцу маленького провинциального Красно­ ярска. Биограф художника Евдокимов опи­ сывает эту квартиру, опираясь на сви­ детельство одного молодого художника, приглашённого Суриковым в гости. «При встрече где-то на выставке, Су­ риков позвал его к себе в гости с мо­ лодой женой. Молодожёны со страхом и трепетом переступили порог квартиры знаменитого художника. Они еле говори­ ли от волнения. Хозяин радушно встре­ тил их в совершенно пустой чистенькой комнате. В ней находились три стула и один небольшой простой столик. Стены были голы. Где же картины, этюды, эскизы? Где всё-таки какие-либо следы, которые указывали бы, что здесь живёт великий художник с его общеизвестным гигантским трудолюбием. Ведь каждая его большая картина появляется окру­ жённая целым караваном подготовитель­ ных к ней полотен! Ничего! Пусто! Ни лоскутка с рисунком, ни тюбика с крас­ кой, ни кистей. Вместо палитры висят на стене скромные часики, а вместо мольберта в углу у изразцовой печки стоит кочерга...» И биограф добавляет к нарисованной им картине ещё одну чёрточку, он пи­ шет: «Молодожёны смутились ещё боль­ ше...» В их представлении знамени­ тость означало — роскошь, богатство, показной блеск. Но, к сожалению, смущены были не только робкие, мало знавшие жизнь мо­ лодожёны, но и гораздо более опытные биографы. Они подчас забывали, что кроме квартирки был ещё и мир — Си­ бирь, Дон, Крым. Об этом разнообраз­ ном и красочном мире рассказывают нам пейзажи Сурикова. Глядя на его картины, зритель спро­ сит: да жил ли Суриков в тесных ком­ натках? Правда ли это? Был низкий потолок, было тесное узкое пространство крошечных комнат, где невозможно было развернуть огром­ ный холст, были стена с гитарой и печ­ ка с кочергой, но вместе со всем этим маленьким и временным мирком был та­ кой простор, которого, вероятно, не знал ни один художник. Этот простор был связан с историче­ скими замыслами художника, с посто­ янными его дальними поездками. Его время принадлежало его замыс­ лам, работе, свершению того, что он ещё не успел совершить. В письмах художника к родным и знакомым с психологической непосред­ ственностью и документальной точно­ стью отражена как интеллектуальная, так и бытовая сторона его жизни. И быт, и творчество, и внутренняя ду­ шевная, интеллектуальная жизнь Сури­ кова поражают своей цельностью, един­ ством мыслей, привычек, склонностей. Некоторые строки писем художника родным звучат не только непосредствен­ но, но подчас трогательно и наивно: «Вот что, милая мама: когда будет ягодная пора, то приготовьте мне лепё­ шечек из ягод: они на листиках каких-то как-то готовятся. Я ел их ещё в Бузиме. у старухи какой-то. Из красной, чёрной смородины, особенно черники и черё­ мухи». Это пишет тридцатидвухлетний Сури­ ков, давным-давно расставшийся с Крас­ ноярском. И хотя он уже давно живёт жизнью человека большого города, жизнью известного художника, привычки и вкусы его остались неизменными. Ягодные лепёшечки, которыми угощала его в раннем детстве старуха из Бузима, кажутся ему намного милее, чем изы­ сканные блюда, которые он может зака­ зать в московских ресторанах и кафе. Но время идёт, всё дальше отодвига­ ются годы детства и юности, проведён­ ные в Красноярске. Сурикова окружают другие люди, другие нравы, другая атмосфера. Его расспрашивает о замыс­ лах и образах будущих картин величай­ ший русский писатель Л. Н. Толстой, с ним советуется Репин, в двери его квар­ тиры стучатся знаменитые художники, литераторы, о его картинах пишут га­ зеты и журналы, он видел много раз­ ных людей, побывал и за границей, но привычки, вкусы, поведение остались прежними, неизменными. Попрежнему он не любит тщеславной суеты, газет­ ной шумихи; попрежнему сторонится зна­ менитостей; попрежнему любит бродить по улицам, всматриваясь в лица и фи­ гуры прохожих; попрежнему пишет род­ ным в Красноярск: «Чаёк-то и ягоденки получил. Спасибо вам, дорогие мои...» Молодожёны, волнение которых опи­ сывает суриковский биограф И. Евдоки­ мов, напрасно волновались, переступая порог суриковской квартиры. Не только скромная обстановка не напоминала о том, что в квартире живёт знамени­ тость, но сам облик прославленного художника, сама манера его держаться с людьми, в том числе и с молодыми художниками, поражала простотой, есте­ ственностью, необычайной искренно­ стью, как нас поражают слова его пи­ сем, таких непосредственных и живых, так точно передающих разговорную ин­ тонацию художника, что нас всё время

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2