Сибирские огни, 1953, № 5
Сурикова интересовало всё: и цвет во ды Иртыша, и снежные вершины Альп, и замшевые кисеты, из которых доста вали сибирские аборигены листовой мел ко накрошенный смешанный с корой табак, и колорит картины Тициана «Зем ная и небесная любовь», висящей в Па лаццо Боргезе в Риме. Такая жадность к жизненным впечат лениям, такая неистовая страсть к поз нанию натуры, как бы далеко она ни была и сколько бы затрат времени, де нег, усилий и здоровья поиски её ни по требовали, заставляла Сурикова подчи нить свою жизнь строгой, самим худож ником выработанной, дисциплине. Так же тщательно, как историю и характеры людей, изучал Суриков и при роду. Только человек, много ездивший, бесконечно много видавший, мог создать такие пейзажи, какие нам оставил Су риков. В нём был необычайно развит дар чувствовать и поэтично передавать географическое своеобразие той приро ды, которая послужила ему натурой для живописи или акварельных этюдов. Живопись, акварели и рисунки Сури кова поражают географической самобыт ностью ландшафта, глубоким проникно вением в характер местности, в те не повторимые особенности, которые умели отмечать в своих путевых дневниках великие русские путешественники Прже вальский, Козлов, Потанин, Арсеньев, а ещё раньше русские землепроходцы. Суриков смотрел на природу не только глазами впечатлительного к её красоте художника, но глазами глубоко сроднив шегося с местностью исследователя-путе- шественника. Особенно замечательны сибирские пейзажи Сурикова: «Деревня у подножья гор», «Минусинская степь»,' «Торгошино». Смотря на характерные очертания сибирских гор, на деревянные заплоты деревушки в горах, мы не поддаёмся сильному, но всё же мимо лётному настроению, которое порождают в нас пейзажи современных Сурикову художников, а видим местность как бы глазами охотника-сибиряка или крестья нина — жителя этих мест. В этих пей зажах нет ничего внешне эффект ного, поверхностного романтического, пы тающегося поразить зрителя свежестью новизны увиденного и пропущенного сквозь рефлексию художника натуры, наоборот, взгляд как бы спокойно осваивается с местностью, как осваи вается взгляд путешественника или охот ника, собирающего хворост для кост ра или присматривающего место для ночлега. Черты эпичности в пейзажах Сурико ва усиливаются по мере того, как они переносятся в специфическую обстанов ку исторической картины. Слияние характерно-географических черт ландшафта с эпическими происхо дит в произведениях Сурикова по тем же законам, по каким в «отписках» зем лепроходцев или в дневниках путешест венников происходило слияние отмечен ных ими фактов и наблюдений с глубоко искренним и эмоциональным восприяти ем действительности. Только такие люди, как Дежнев, Ха баров, Пржевальский, Арсеньев или крестьяне-сибиряки, уходящие в тайгу на целую зиму промышлять белку или соболя, могли дать тот синтез глубокого знания местности, понимания её особен ностей с подлинно поэтическим восприя тием её Так же воспринимал и понимал при роду Суриков. Дневники и записи, оставленные нам великими русскими естествоиспытателя ми и географами-путешественниками, имеют не только научную, но и большую художественную ценность. К сожалению, эти стороны их творчества мало изуче ны. Между тем в их видении и понима нии природы, ландшафта не только в- географическом, но и в эстетическом смысле этого слова скрывается много нового и чрезвычайно интересного. Пу тешественникам и географам природа открывала не только отдельные частно сти, не маленькие лирические уголки, а величие огромных пространств, высо ких гор, бесконечно широких степей,, могучих рек. Отношение их к природе было иное, чем большинства художни- ков-пейзажистов, далёкое от пассивной созерцательности, окрашенное энергией далёких походов и суровых испытаний и в то же время полное глубокого и тонкого проникновения в своеобразную красоту ландшафта. Изобразительные приёмы путешественников были строги ми, мужественными и необычайно точ ными. Восприятие Суриковым природы тоже было далёким от пассивного любо вания. Он стремился передать её свое- образие, объять на куске холста или бу маги необъятную её ширь и мощь. В этом отношении очень характерна, акварель Сурикова «Окрестности Крас ноярска». Художника привлекает не столько внешняя красота сибирской природы, сколько её дикая своеобра зием мощь. Зрителю кажется, что это не часть местности, попавшей в поле зрения художника, а вся огромная дикая тайга, вся Сибирь с её горами и лесами. Суриков не только тонко понимал и умел мастерски запечатлеть своеобра зие родной сибирской тайги, но был чрезвычайно чуток к красоте южной природы. Неаполитанский залив, дымя щийся Везувий, собор св. Петра, руины римского Колизея — всё, что его при влекло и заинтересовало во время путе шествия за границу, он сумел изобра зить точно и поэтично, глубоко почув- *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2