Сибирские огни, 1953, № 5
И с к у с с т в о Г . Г О Р , В . П Е Т Р О В Сибирские пейзажи Сурикова* Ещё в те дни, когда молодой, не так давно расставшийся с Красноярском, Су риков бродил по освещённым керосино выми фонарями улицам Петербурга, отмечая всё, что было достойно изобра жения, в русском искусстве произошло событие, значение которого стало понят ным далеко не сразу. В 1871 году московский художник А. К. Саврасов закончил небольшую по размерам картину «Грачи при летели». Пейзаж Саврасова поражал удиви тельной скромностью — весенние лужи воды у старенького забора, длинные бе рёзы с птичьими гнёздами — всё имен но такое, что замечали все, но мимо че го равнодушно проходили пейзажисты, любители южной роскошной романтиче ской природы. В живописи впервые от крыт был тот пейзаж, который окружал простых русских людей в маленьких провинциальных городках и сёлах необъ ятной России. Наиболее чутким зрителям стало вдруг ясным то, что они смутно ощущали и раньше,— русская природа была прекрасна, и красота её была осо бой, простой и проникновенной, как на родная песня. Открылось и другое, что именно в этой скромной, одухотворён ной и в то же время обыденной красоте обретали своё поэтическое своеобразие Кольцов и Некрасов, и что нельзя пере дать подлинный облик русской природы, не понимая её сущности, которую пер вым разгадал и точно выразил в своих песнях народ. Сущностью русского пейзажа была и есть чудесная скромность, простота и та музыкальная одухотворённость, кото рую можно по-настоящему почувство вать и оценить, только глубоко любя свою родину, свой народ. Картины Ф. Васильева, Саврасова, Шишкина и Левитана, написанные с ог ромной любовью к родине, с предельной ясностью выражали сущность русского пейзажа. В их простом и глубоко чело вечном искусстве было много общего с лирической народной песней, с поэзией * Глава из книги о В. И. Сурикове. Кольцова и Некрасова, с поэтической- прозой Чехова. О такой же глубокой любви к родине говорят нам и пейзажи В. И. Сурикова. Но если картины Васильева, Саврасо ва и особенно Левитана лиричны, про низаны настроением, то пейзажи Сури кова раскрывают несколько иной подход, к изображению русской природы. Наибо лее точно выражают особенности Сури- кова-пейзажиста не его этюдные зари совки и пейзажи в точном смысле этого» слова, а его исторические полотна. Пейзаж занимает большое место почти- во всех исторических картинах Сурико ва. Даже в «Меньшикове», где челове ческая драма развёртывается в тесной низкой избе, узкое обледенелое оконце, не показывая северного пейзажа, тем не- менее даёт нам ощущение суровой зимы, безлюдья того мира, который за стеной избы. В эпических исторических полотнах Сурикова и пейзаж историчен и эпичен. В нём нет личного настроения и лири ческого отношения к природе. Природа изображается так же, как и люди, в ней- прежде всего подчёркиваются мощь, су ровость, эпичность, как это делали безы мённые авторы былин и эпических на- родных сказаний. «Покорение Сибири» показывает нам не только суровые мощ ные фигуры казаков и своеобразное пёстрое войско Кучума, но и суровую, глубоко своеобразную природу Сибири, * сумрачные волны Иртыша, необъятные просторы, которые открываются взгляду, как они открывались когда-то взгляду Ермака и его казаков. На картине «Степан Разин» вместе с величавым образом человека, которого, по выражению Сурикова, «всякий деся тилетний ребёнок знает», нам откры вается и не менее величавая природа, словно уходящая в беспредельность Волга, утреннее небо без конца и бее края. Но кроме эпической мощи Суриков открывает в русской природе живопис ными средствами то, что открывал средствами словесно-поэтическими Пуш кин, когда писал: *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2