Сибирские огни, 1953, № 5

кончится война, тогда другое дело... А пока он будет добиваться железного гра­ фика. чёткой работы механизмов...». Ра­ зумеется, читателю ясно: он трус, боит­ ся риска, не движется вперёд. Конечно же, его стараются поправить, перевоспи­ тать, но пока безуспешно. Как человек он читателя нисколько не интересует, он выполняет в романе функцию отри­ цательного персонажа, человека, кото­ рый боится риска, то есть точно так же, как герой положительный, например, Громов — человек, который не боится риска, он выполняет функцию новатора, Валерий — отличного лётчика, Волгин — замечательного парторга и т. д. Но каж­ дый из них лишён какой-нибудь психо­ логической характеристики, не индиви­ дуализирован, не самобытен, не имеет каких-либо иных отличительных качеств, кроме профессиональных. Не вызывают доверия приёмы харак­ теристики. О прошлом парторга Волгина Мы узнаём из его... сна. «Волгин на мгновение просыпается: «И приснится же». И опять он клонит голову... В голо­ ве воскресают события прошлого». И да­ лее об этих событиях говорится на не­ скольких страницах (стр. 151 — 155). Из пространного сна узнаём и о сокровен­ ных думах Громова. А лётчик Валерий улёгся однажды спать, но что-то не спа­ лось. И он решил: «Не написать ли за­ явление о приёме в партию?». Автор ни словом до этого не подготовил героя к такому важному и значительному реше­ нию в жизни любого советского чело­ века. Всё, что ни происходит с героями в романе И. Лушкина, не вытекает из их свойств и качеств, особенностей их ха­ рактера, а творится по произволу автора. Роман «Трудные дороги» — произведе­ ние слабое, сырое, требующее серьёз­ ной переработки. В поэтическом разделе — много сти­ хов. Выделяются среди них — поэма А. Пинаева «Встречи», некоторые стихи М. Небогатова, стихотворения И. Чуйко­ ва, С. Соколовской. Подавляющее боль­ шинство поэтических произведений в альманахе нельзя признать удачей. Глав­ ный их недостаток — риторичность. Внешне гладкие, внутренне они пусты и бессодержательны. В этом отношении характерны стихи о весне А. Косаря. В начале стихотворения поэт говорит, что весна «пришла нам радостью» и тут же уверяет: «ты н е в е с е л ей детишек наших», «девушек н е л у чше » , а затем без всякой мотивировки, без нужного в этих случаях перехода подробно пере­ числяет всё, чем гордится наша страна. Для чего это было необходимо поэту в данном стихотворении, — неизвестно. Звучно и гладко, а чувство, которое объ­ единяло бы всё это, — отсутствует. Есть стихи явно подражательные (А. Трепак, Н. Бочаров, В. Зулин), есть и совершенно беспомощные, элементар­ ные, прозаические (А. Пасынков, В. Из­ майлов, Е. Есипов). Пишешь письма, что ты через год В институте учёбу кончаешь, Что торопишься к нам на завод. По работе скучаешь. (В. Измайлов. «Приезжай»). ИЛИ Крутом тайга, но Ольжерас У ж е собой похож на город. Дома стройны, к а к н а п о к а з ; {Электросвет п р о н з а е т шторы. (Е. Есипов). Кстати, ещё раз в стихотворении «пронзает», «вышка буровая» «пласт земли». Стихотворение А. Пасынкова начинается словами: «Врагам не пога­ сить стихов Назыма с в е т , п ы л а ю ­ щи й в б о р ь б е . . . » . Среди нескольких интересных стихов для детей М. Небогатова напечатано, на­ пример, стихотворение «У приёмника»: Много знаю я фамилий Горький, Чехов есть у нас... Вот мы радио включаем. Будет музыка сейчас. Я и голос различаю Только путаю порой: Кто —Чапаев, кто —Нечаев. Кто —солист, а кто —герой. Вряд ли 5— 7-летний слушатель этого произведения действительно разберёт, что здесь к чему. Недостатки альманаха «Сталинский Кузбасс» серьёзны и значительны. Лите­ ратурной группе гор. Кемерово следует решительно перестроить свою работу. Необходимо создать условия для тесно­ го творческого содружества начинающих писателей, для профессиональной прин­ ципиальной критики, для индивидуаль­ ной работы с автором. Литераторы Ке­ меровской области должны требователь­ нее отнестись к качеству своих новых произведений. Кемеровская литератур­ ная группа — организатор альманаха — нуждается в безотлагательной помощи и со стороны местных общественных ор­ ганизаций, и со стороны организаций литературных, прежде всего отделения Союза советских писателей города Ново­ сибирска. Слабость творческих связей между писателями областей мешает ро­ сту литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2