Сибирские огни, 1953, № 5
науки с производством, заставить творче ски мыслить каждого инженерно-техни ческого работника...». Примеры можно легко умножить. В произведении Г. Молостнова нет единого сюжетного стержня. Оно распа дается на мелкие кусочки, и характеры героев развиваются не в столкновении, не в борьбе, а, можно сказать, независи мо друг от друга. Именно от этого, не смотря на усилия автора, создаётся впе чатление, что на деле они никак не раз виваются. Надо, например, доказать, что молодой шахтёр Алексей Ткачёв — хо роший, смелый и решительный человек, рассказывается о том, как он, рискуя жизнью, спас на стройке паренька. Надо доказать, что старые шахтёры Степан Гордеевич и Савелий Бабашкин — нату ры широкие, люди отзывчивые и добрые, рассказывается о том, как Степан Гор деевич удочерил взрослую Машу, а Ба башкин накупил горы подарков и раздал их (прямо на площади!) детям. Или за хотелось вдруг автору сказать, что у нас •светлые, просторные, высокомеханизиро ванные шахты, пишется сцена о том, как брат шахтёра Хазирива, Шарип, приезжа ет из Казани и требует, чтобы ему по казали «настоящую» шахту, где очень «темно и страшно». На что, естественно, Хазиров отвечает: «Нет у нас такой. Понимаешь? У нас советские шахты». И Шарии этот, выведенный только для этого случая, совершенно лишний, и сцена эта вся лишняя, так как она ни чего не рисует, ничего нового не добав ляет, никак не развивает действие про изведения. Она лишь сообщает: старых шахт у нас нет, у нас шахты новые. Но ведь писатель Г. Молостнов целый ро ман написал об этих новых, советских шахтах, новых людях, почему же он так не доверяет ни себе, как художнику, ни •своим читателям? Г. Молостнов заставляет своих героев много говорить о соревновании, о твор ческом труде и для этого насыщает их речь специальными терминами («Почему у нас остаётся в полметра п р и с у х а за комбайном? Потому что низок б а р по нашим пластам» и т. п.). Однако ни од ной подлинно волнующей сцены труда в произведении найти нельзя. А «творче ство» передовой молодёжной бригады ограничилось тем, что молодые шахтё ры довольно случайно узнают «произ водственный секрет» Бабашкина у его... жены. И при этом ещё восхищаются: «Какая победа!». Г. Молостнов отказался от глубокого проникновения в характеры людей, огра ничился иллюстрацией своих^ правиль ных мыслей, а не раскрыл всей глубины происходящих сейчас в Кузбассе собы тий, и поэтому потерпел неудачу. В альманахе «Сталинский Кузбасс» опубликовано только начало романа И. Лушкина «Трудные дороги». Судя по началу, роман И. Лушкина многоплановый. В нём подробно повест вуется и о том, как в годы Отечествен ной войны самоотверженно трудились советские люди в тылу, и о том, как они сражались, защищая Родину, на фронте. Большая, сложная, ответствен ная тема. Правильное, подлинно художе ственное решение её возможно только через глубокое раскрытие человеческих судеб, через воспроизведение многооб разных характеров советских людей, их новых, ранее, быть может, скрытых ка честв, с особой силой проявившихся в условиях войны. Все советские люди стремятся на фронт или жаждут совер шить трудовой подвиг — вот что являет ся самым важным в их поведении. Но, к сожалению, этим исчерпывается вся характеристика многих и многих героев. Читатель то и дело слышит, как они произносят громкие речи, совершают обязательно героические поступки, но не видит в них людей, обыкновенных людей, которые действительно едины в своём патриотическом порыве и всё-таки чрезвычайно разнообразны, индивиду альны в проявлении своих чувств. «Не терпится мне, — глухо и отры висто проговорил Иван. — Хочу с фа шистами воевать». «Ну и работай, если не отпускают», — стал было утешать его отец. «Противно! — закричал вдруг Иван, изо всей силы стукнув кулаком по столу». Затем, примерно, то же самое повто ряет другой герой: «Завидую тебе, Вале рий, — проговорил Андрей Громов...— Завидую. Вместе бы на фронт нам...». «Ворваться в бой лавиной гневной ста ли! — глухо, гневно подхватил Громов и с силой опустил кулаки на стол». То же самое рассказывая о третьем своем герое, И. Лушкин теряет чувство меры и уход на фронт воспроизводит как праздник. «Обедать-то есть чего? — спрашивает жену Никифор Маринин. — Я нынче, жена, немного того... — Он вы разительно щёлкнул себя по шее, — на радостях». И всерьёз продолжает: «Это ты меня держала в руках, а там против врагов я рассвирепею!..» Буквально на другой странице читатель узнаёт, что Маринин действительно «рассвирепел»: убил 27 фашистов и об этом напечатали в газетах. Так же геройски сражается лётчик Валерий. Громов, если и остаётся в тылу, то изобретает какой-то исклю чительный метод плавки высококачест венной стали («талантливо!», «неслыхан ное дело!», «впервые в мире!»). В ре зультате, много громких слов, эффект ных поступков, велеречивой патетики и нет поэзии, нет правды жизни. Отрицательные образы изображены в романе так же однолинейно. Вот внут ренний монолог такого героя: «Неужели ты законченный трус? — спросил он себя... — Нет, Строгов не может пойти на риск. Не время экспериментировать. Вот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2