Сибирские огни, 1953, № 5

оружию в борьбе за благородную цель— за мир для народов, за коммунизм. Капитан Артемьев показан с самых различных сторон. Он — образцовый со­ ветский офицер, обаятельный человек в личной жизни, в семье, наконец, в кон­ фликте с Надей. Образ Артемьева — ти­ пический образ советского передового человека, умеющего самоотверженно ра­ ботать на пользу Родины, отдать за неё жизнь, если это нужно. Основные чер­ ты характера Артемьева — серьёзность, вдумчивость, умение правильно анали­ зировать как свои чувства и мысли, так и окружающих его людей. Храбрый без показного удальства, чуткий товарищ, он значительно отличается, например, от полковника Козырева, тоже честного и храброго, но не глубокого человека. Очень удачно показан рядом с Ар­ темьевым журналист Синцов. Слегка смешноватый на первый взгляд, он сразу завоёвывает горячую симпатию читате­ ля. Глубина его чувства к Маше, энту­ зиазм в работе, самоотверженность в борьбе за Родину — всё это создаёт об­ раз большой души человека. Этим ос­ новным героям романа сопутствуют не менее интересные люди — Климович, Сергеев, Полынцев, Апухтин и многие другие. Все они типичные простые со­ ветские люди, которые впоследствии, ру­ ководимые Коммунистической партией, разгромили германский фашизм в Вели­ кой Отечественной войне. Критика неоднократно отмечала, что в произведениях об Отечественной войне наиболее слабо очерченными оказывают­ ся образы политических работников Со­ ветской Армии. Не все образы политра­ ботников удались К. Симонову и в рома­ не «Товарищи по оружию». Политрука Русакова мы узнаем, как хорошего се­ мьянина и товарища. На фронте его пер­ вые шаги дают основание ждать, что в дальнейшем перед читателем вырастет яркая фигура политработника, но, к со­ жалению, Русаков гибнет от пули врага. Поэтому хорошо задуманный образ по­ литработника не получил полной завер­ шённости. Очень хорошо намечен в романе про­ цесс превращения Гордиевского в поли­ тического работника, но Гордиевский без каких-либо особых причин исчезает со страниц романа. Безусловной удачей автора является образ комиссара полка Саенко. Это — зрелый политработник, органически свя­ занный со своей воинской частью, поч­ ти с каждым её офицером и солдатом. Особенно глубоко показана морально-ор- ганизующая роль Саенко при вступлении Худякова в командование полком вме­ сто погибшего Баталова. Комиссар Саен­ ко в этот момент олицетворяет собой ве­ ликую ведущую силу партии. Автор умеет несколькими сильными штрихами создать незабываемые образы эпизодических героев. Запоминается «штатский» шофёр, который к виду кро­ ви привыкнуть не мог, но... «я же с ма­ шины не убегу, раненых не брошу». Он мужественно делает своё дело, не подо­ зревая, что совершает подвиг. Очень ко­ лоритен сапёр — старший лейтенант, ко­ торому всё «интересно», хотя на первых порах было и страшновато. Трогателен военврач Яков Абрамович, просто и де­ ловито заботящийся о раненых и забы­ вающий о себе. Многие другие люди, которым в романе посвящено по одному — по два десятка строк, остаются в па­ мяти, как живые образы. Наряду с положительными персона­ жами в романе действуют, хотя и в не­ большом количестве, персонажи отрица­ тельные. Наиболее ярким из них яв­ ляется Надя. Это типичная обыватель­ ница, человек с пустой душой. Очевидно, она и предпочла Козырева Артемьеву только потому, что первый — полковник, а второй только капитан. Горячо любит её Козырев, но люди они настолько раз­ ные, что разрыв в их отношениях ка­ жется неизбежным. Но эта линия в ро­ мане не доведена до конца. Остальные отрицательные персонажи обрисованы слабее. Например, редактор районной газеты, человек бюрократического скла­ да, лишь чуть намечен автором, а следо­ вало бы его раскрыть до конца. Отец Синцова неодобрительно отзывается ещё о секретаре райкома комсомола. Он от­ казался играть в волейбол потому, что «у него сердце», и из этого коммунист- педагог делает поспешный вывод о не­ пригодности секретаря, как будто секре­ тарь райкома комсомола не имеет права болеть. Больше о секретаре мы ничего из романа не узнаём. В целом роман К. Симонова «Товари­ щи по оружию» — хорошее произведе­ ние советской литературы. Хотелось бы, чтобы за этой книгой романа последова­ ли новые — о Великой Отечественной войне и о послевоенных годах мирного строительства в нашей стране. Все пред­ посылки для этого в романе «Товарищи по оружию» имеются.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2