Сибирские огни, 1953, № 5
товарища не может быть у советского воина. О раненом бойце Шутикове забо тится и беспокоится не только его лич ный друг Кольцов, но и командир полка Саенко, который '«считает себя обязан ным знать, если не всех, то по крайней мере большинство бойцов полка». От пули врага погиб политрук Руса ков, и командир бригады считает необ ходимым послать офицера, чтобы из вестить о несчастье жену, помочь ей перенести тяжёлую потерю. Истинно человеческие отношения — одна из ос новных черт советского народа. В романе это показано ярко, в много численных эпизодах. Резким контрастом этому встаёт перед читателем армия японских агрессоров, где для командира солдат — только боевая единица, он дол жен повиноваться и только, это — маши на для исполнения приказаний офицера. Об этом, например, свидетельствует сле дующий эпизод романа. «На высоте Фуи действительно все умерли. Приказ не сдаваться до послед него человека был выполнен... Един ственно оставшимся в живых из ок ружённого гарнизона был солдат, при ползший полчаса назад с последним донесением и прощальным письмом от командующего полка, оборонявшего Фуи. Костенея от ночной прохлады и от потеь ри крови после двух ранений, он стоял в положении «смирно» на площадке на блюдательного пункта и не знал, что ему делать. Приняв у него донесение и пись мо, Камацубара так и забыл его стоя щим в положении «смирно»... «постояв ещё минуту, солдат, как подкошенный, упал на землю от изнеможения. Двое солдат подошли и за руки и за ноги от тащили его в сторону. Потом, сочув ствуя ему, но не смея выразить вслух своего сочувствия, один из них молча раздвинул ему зубы, а другой, отстегнув от пояса фляжку, стал вливать в рот са ке». Такова сущность отношений между людьми в самурайской армии, отноше ний бесконтрольных господ, с одной сто роны, и безвольных, лишённых права на человеческие достоинства, рабов. Одной из важнейших основ социали стического общества является пролетар ский интернационализм. Эта высокая идея отражена не только в отношениях между советскими и монгольскими вой сками, между бойцами интернациональ ной бригады в Испании, но и в отноше ниях советских людей к японскому наро ду. Исключением являются одиночки вроде «рыжего полковника» (почему-то безымённого), который считает, что японцы — нация «паршивая». Но даже и он не позволяет бить пленного япон ца, хотя японцы, в нарушение междуна родных правил, зверски расправляются с попавшими к ним в руки советскими воинами. Нет преступных «паршивых» наций, но любая нация, где господствует капитализм, может идти по неверному пути, направляемая силой своих пре ступных руководителей. В любой нации есть народ, простые люди, которые в ко нечном счёте не ответственны за пре ступления, совершённые порою даже их руками, но под давлением господствую щих эксплуататорских классов. Автор показывает это на примере ар мии милитаристской Японии, одной из реакционнейших армий в мире. Мы ви дим в ней не только напыщенных саму раев, садистов вроде Ногото. На лице последнего солдата с высоты Фуи, вы муштрованного, казалось бы, до предела, генерал Камацубара мог бы прочесть «не преданность, а выражение окаме невшего недоумения перед всем, уже трое суток происходившим вокруг него, и печать смертельной усталости и да конца не осознанной, но тоже смертель ной обиды за то, что о нём, единствен ном живом с высоты Фуи, дважды за были». Но есть и такие японские солдаты, которые до конца осознали правду. Пос ле отвратительной процедуры надевания бумажных мешков на головы возвращае мых из плена солдат, потому что они, якобы, «стыдятся после плена смотреть в лицо доблестным представителям ко мандования императорской армии», один из пленных срывает колпак и кричит по-русски: «Товарищи, спасибо!» — а потом по-японски: «Да здравствует меж дународная солидарность пролетариата!» Сколько мужества нужно, чтобы решить ся на такой поступок, следствием кото рого может быть только смерть. Для советских людей бесспорно, что силы мировой реакции обречены на ги бель. В романе Симонова это убедительно подтверждено живыми примерами. Чи тателю становится ясно, что армия япон ских агрессоров не могла победить пото му, что она жила прошлым, воспомина ниями о Мукдене и Ляо-яне, не имела будущего, как и весь общественный строй империалистической Японии. Чех Петрашек, китайский коммунист Лю- Чжао, японский солдат с его предсмерт ным призывом: «Да здравствует между народная солидарность пролетариата!» сильнее духом, сильнее в моральном и идейном отношении всех этих «господ- самураев». Читатель знает, что люди, подобные Петрашеку, сегодня строители социалистической Чехословакии, а Лю- Чжао — народно-демократического Ки тая. Это — борцы и строители нового мира. Хорошо запоминаются многочислен ные «товарищи по оружию». Централь ное место среди них занимают капитан Артемьев и газетный работник Синцов. Профессии их как будто совершенно различны: офицер и журналист. Но ав тор убедительно показывает всю услов ность этого различия в советском обще стве. Они прежде всего товарищи во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2