Сибирские огни, 1953, № 5
металлурги, комбайнеры и трактористы. Нет и не может быть у советского чело века любви к военному делу, как к та ковому, как к «карьере». Очень хорошо выражена эта идея в словах одного из основных героев романа капитана Ар темьева. Военное дело Артемьев считает своим призванием. «Я люблю военную науку,— говорит он Синцову,— как кто- нибудь свою химию или ты свою газе ту». Но почему любит военную науку Артемьев? Вообще, как профессию? Нет, не так. «Пока страна социализма будет окружена лагерем врагов социализма, для меня не может быть и не будет до роже профессии, чем военная!» В этом — корень любви Артемьева и вообще советского военного человека к военно му делу, ибо идеал этого военного такой же, как и всякого советского строителя новой жизни — мир и коммунизм. Диаметрально противоположна психо логия военных людей капиталистическо го лагеря. Для представителей японской военщины военное дело — самоцель. Трудно найти какую-нибудь идейную подоплёку милитаристических устремле ний генерала Камацубары и ему подоб ных. Самурайская фразеология о вели кой Японии — это не идея, а суррогат её. Камацубара, как и другие японские офицеры, — кондотьеры капитализма. Офицеры любой капиталистической ар мии неизбежно составляют касту, про тивостоящую и народу, и руководимым ими солдатам. Это коренное отличие в идейной сущности двух армий ярко от ражено во всей системе их действий, во взаимоотношениях между людьми. Советские воины в романе — не штам пованные герои одного образца, не стан дартные храбрецы, декларирующие о своих высоких качествах. Их храбрость — не залихватское бездумное удальство, а осознанная необходимость жертвовать собой во имя великой цели. Истинно вы сокие чувства они выражают не слова ми, а делами. Слова, мысли, характеры у каждого из них свои, настоящие чело веческие, ярко индивидуальные. Это в равной мере относится и к ведущим пер сонажам романа, и к эпизодическим, иногда только на несколько минут попа дающим в поле зрения читателя. Один из наиболее ярких представите лей советских военных (да и не только военных) людей капитан Климович. «Для него,— пишет Симонов,— военного человека, война была экзаменом, к ко торому готовятся всю жизнь, но который неизвестно когда состоится. Скромно, но твёрдо оценивая свои силы и способно сти, он знал, что именно на войне смо жет развернуть их до конца, и в то же время мысль о близости войны заста вила его сейчас нахмуриться. Ощущение того, что остаётся всё меньше и меньше вероятностей хотя бы отодвинуть её на чало, было нерадостным». Готовность к войне в случае её неизбежности, но не стремление к ней, любовь не к войне, а к миру — вот одна из важнейших об щих типических черт советских воинов, резко отличающая их от японских воен ных ремесленников, рассматривающих войну, как источник личных выгод — чи нов, орденов, материальных благ. Гене рал Камацубара после разгрома своей армии думает прежде всего о том, как бы выгородить себя перед высоким на чальством, выйти «сухим из воды». Судьба людей, жизнь которых зависит от его руководства, мало интересует Ка- мацубару, как и других японских офи церов. Он постыдно бросает войска, и вместе с ними полковника Иноуэ, сви детеля своих действий, чтобы затем по средством наглой лжи добиться награды за выдуманные подвиги. Такова психоло гия офицера империалистической армии, вполне соответствующая звериному обли ку самих империалистов. Советские офицеры и солдаты, как и все советские люди, могут расходиться во мнениях по отдельным вопросам, мо гут спорить между собой, критиковать друг друга, но дух товарищества, обус ловленный единой идейной целеустрем лённостью, является основой их взаимо отношений. Полковник Козырев и майор Полынцев — люди совершенно различ ного склада. Первоклассный лётчик, ис ключительно храбрый Козырев не умеет руководить людьми. Он способен на не обдуманные поступки, не всегда внима телен к голосу товарищей. Он ценит своего заместителя Полынцева, но нахо дит, что у него «характер до того прин ципиальный, прямо собачий». Собран ный, глубоко понимающий сущность со ветской воинской дисциплины, по-пар- тийному принципиальный Полынцев стоит выше Козырева, как командир, и в конечном счёте последнему приходится уступить ему место командира подраз деления. Но даже при невыдержанно сти самолюбивого Козырева, тяжело пе реживающего смещение с поста, кон фликта не возникает. Перед лицом об щей цели личные чувства теряют своё значение, и последним перед отъездом из части побуждением Козырева является —- ещё раз пойти в бой уже в качестве подчинённого Полынцева. Это и понят но: Козыреву дороже всего интересы со циалистической Родины. Для Советской Армии совершенно ес тественны братские отношения между офицерами и солдатами, гармонически сочетающиеся с твёрдой сознательной дисциплиной. Горячая забота о каждом товарище — подчинённом или начальни ке — одна из основных черт советского офицера и солдата. С проявлением этой заботы и любви к человеку мы встреча емся на многих страницах романа. Потери в бою неизбежны. Никакая любовь к человеку не может остановить командира перед риском потери товари ща по оружию. Но безразличия к судьбе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2