Сибирские огни, 1953, № 5

разрушительную силу капитализма, изъ­ евшего изнутри человеческую душу». В лице Громова мы видим капитали­ стического хищника широкого размаха. Безудержная эксплуатация рабочих, бес­ пощадная жестокость, себялюбие, эго­ изм, подлость, предательство — отличи­ тельные черты Прохора. Заостряя эти сугубо отрицательные черты, выдвигая их на первый план, Шишков тем самым создаёт типический образ эксплуататора и произносит приговор всей капиталисти­ ческой действительности. В. Я. Шишков художественно правди­ во изобразил и другого хищника — аме­ риканца Кука, его моральное убожество, страсть к наживе и неразборчивость в средствах достижения своей цели. Но путь к освоению метода социали­ стического реализма — сложный путь, и он не сразу даётся писателю. В романе Шишкова жизненны и ярки образы представителей старого мира, но по сравнению с ними бледны образы бор­ цов за революцию — они не сильны, не ярки, не увлекают силой воли и упорством в борьбе за передовые благо­ родные идеи. Не типичен, недостаточно разоблачён в романе меньшевик Про­ тасов. Недостатки романа «Угрюм-река» не снижают его ценности, как произведе­ ния, в ярких образах запечатлевшего картины дореволюционной Сибири. Вскоре после окончания романа «Угрюм-река» В. Я. Шишков писал, что одна из главных задач в творческом тру­ де советского писателя — это «уметь выбрать и хорошо подать систему обра­ зов, верно характеризующих всё вели­ чие идей нашей эпохи». И если отдель­ ные проявления идейной узости взглядов писателя иногда имели место в некото­ рых его произведениях, особенно в так называемых «шутейных рассказах», то следует сказать, что В. Я. Шишков с особой требовательностью подошёл к своей работе над историческим романом «Емельян Пугачёв». Эта героическая эпопея посвящена изображению одного из самых могучих крестьянских восстаний конца XVIII ве­ ка под предводительством казака Емелья­ на Пугачёва. Роман имеет огромное по­ знавательное значение. В нём Шишков с замечательной глубиной изобразил могучее народное движение, противопо­ ставив его как грозную силу правящим классам феодально-крепостнической Рос­ сии. Идейной основой романа Шишкова яв­ ляются высказывания И. В. Сталина о марксистско-ленинском понимании сти­ хийных крестьянских движений. И. В. Сталин указывал, что в выступле­ ниях Степана Разина и Емельяна Пуга­ чёва отражалось стихийное возмущение крестьянства против феодального гнёта и что крестьянские восстания могут при­ вести к успеху только в том случае, если они сочетаются с восстаниями рабо­ чего класса и если рабочие руководят ими. Только работы Ленина и Сталина смогли вооружить писателя ясным пони­ манием сущности крестьянского восста­ ния и помогли верно оценить значение пугачёвского движения в борьбе русско­ го народа за свою свободу. В художест­ венных образах писатель показал, как вырабатывался национальный русский характер, как накапливались революци­ онные традиции великого русского наро­ да, сколько таилось в народной массе могучих сил, настойчиво искавших себе выхода. Одной из ведущих проблем, стоявших перед автором «Емельяна Пугачёва», была проблема создания образа положи­ тельного героя. Этот образ не удался Шишкову в романе «Угрюм-река». Но в исторической эпопее, посвящённой рас­ крытию сил русского народа в освободи­ тельном движении, Шишков, преодолев свои творческие неудачи, создал замеча­ тельные образы народных борцов за сво­ боду. Главной движущей силой в романе яв­ ляется народ. Народ показан в романе, как созидатель материальных и духов­ ных ценностей. Руками народа возделы­ валась земля, осушались болота, возво­ дились города, оборонялось государство. В романе раскрывается ряд националь­ ных качеств русского народа — его сме­ лость, мужество, выносливость, стой­ кость, любовь к родине. В центре романа — образ Емельяна Пугачёва. Шишков показывает его в процессе роста и формирования его, как вождя народного движения. Пугачёв — типический образ. В нём воплощены характерные черты народно­ го героя: смелость, отвага, жажда свобо­ ды не только для себя, но и для других, человечность, гуманное отношение к угнетаемым и ненависть к угнетателям. Емельян Пугачёв изображён писателем в неразрывной связи с народом, под­ нявшимся на восстание. Великая Отечественная война застала Шишкова за работой над второй книгой «Емельяна Пугачёва». В осаждённом Ленинграде писатель, мужественно перег нося все тяготы блокады, не переста­ вая работать над романом, написал ряд рассказов и очерков, посвящённых ге­ роизму советских людей на фронте и в тылу. После того, как здоровье писате­ ля было сильно подорвано, он по на­ стоянию советской общественности ре­ шился покинуть город Ленина и в апре­ ле 1942 года выехал в Москву, где с новой силой принялся за работу. Он вы­ ступал по радио, в воинских частях, в госпиталях. В. Я. Шишков не прекращал работы над второй и третьей книгами романа «Емельян Пугачёв». Работа над этим историческим произведением о борьбе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2