Сибирские огни, 1953, № 5
разрушительную силу капитализма, изъ евшего изнутри человеческую душу». В лице Громова мы видим капитали стического хищника широкого размаха. Безудержная эксплуатация рабочих, бес пощадная жестокость, себялюбие, эго изм, подлость, предательство — отличи тельные черты Прохора. Заостряя эти сугубо отрицательные черты, выдвигая их на первый план, Шишков тем самым создаёт типический образ эксплуататора и произносит приговор всей капиталисти ческой действительности. В. Я. Шишков художественно правди во изобразил и другого хищника — аме риканца Кука, его моральное убожество, страсть к наживе и неразборчивость в средствах достижения своей цели. Но путь к освоению метода социали стического реализма — сложный путь, и он не сразу даётся писателю. В романе Шишкова жизненны и ярки образы представителей старого мира, но по сравнению с ними бледны образы бор цов за революцию — они не сильны, не ярки, не увлекают силой воли и упорством в борьбе за передовые благо родные идеи. Не типичен, недостаточно разоблачён в романе меньшевик Про тасов. Недостатки романа «Угрюм-река» не снижают его ценности, как произведе ния, в ярких образах запечатлевшего картины дореволюционной Сибири. Вскоре после окончания романа «Угрюм-река» В. Я. Шишков писал, что одна из главных задач в творческом тру де советского писателя — это «уметь выбрать и хорошо подать систему обра зов, верно характеризующих всё вели чие идей нашей эпохи». И если отдель ные проявления идейной узости взглядов писателя иногда имели место в некото рых его произведениях, особенно в так называемых «шутейных рассказах», то следует сказать, что В. Я. Шишков с особой требовательностью подошёл к своей работе над историческим романом «Емельян Пугачёв». Эта героическая эпопея посвящена изображению одного из самых могучих крестьянских восстаний конца XVIII ве ка под предводительством казака Емелья на Пугачёва. Роман имеет огромное по знавательное значение. В нём Шишков с замечательной глубиной изобразил могучее народное движение, противопо ставив его как грозную силу правящим классам феодально-крепостнической Рос сии. Идейной основой романа Шишкова яв ляются высказывания И. В. Сталина о марксистско-ленинском понимании сти хийных крестьянских движений. И. В. Сталин указывал, что в выступле ниях Степана Разина и Емельяна Пуга чёва отражалось стихийное возмущение крестьянства против феодального гнёта и что крестьянские восстания могут при вести к успеху только в том случае, если они сочетаются с восстаниями рабо чего класса и если рабочие руководят ими. Только работы Ленина и Сталина смогли вооружить писателя ясным пони манием сущности крестьянского восста ния и помогли верно оценить значение пугачёвского движения в борьбе русско го народа за свою свободу. В художест венных образах писатель показал, как вырабатывался национальный русский характер, как накапливались революци онные традиции великого русского наро да, сколько таилось в народной массе могучих сил, настойчиво искавших себе выхода. Одной из ведущих проблем, стоявших перед автором «Емельяна Пугачёва», была проблема создания образа положи тельного героя. Этот образ не удался Шишкову в романе «Угрюм-река». Но в исторической эпопее, посвящённой рас крытию сил русского народа в освободи тельном движении, Шишков, преодолев свои творческие неудачи, создал замеча тельные образы народных борцов за сво боду. Главной движущей силой в романе яв ляется народ. Народ показан в романе, как созидатель материальных и духов ных ценностей. Руками народа возделы валась земля, осушались болота, возво дились города, оборонялось государство. В романе раскрывается ряд националь ных качеств русского народа — его сме лость, мужество, выносливость, стой кость, любовь к родине. В центре романа — образ Емельяна Пугачёва. Шишков показывает его в процессе роста и формирования его, как вождя народного движения. Пугачёв — типический образ. В нём воплощены характерные черты народно го героя: смелость, отвага, жажда свобо ды не только для себя, но и для других, человечность, гуманное отношение к угнетаемым и ненависть к угнетателям. Емельян Пугачёв изображён писателем в неразрывной связи с народом, под нявшимся на восстание. Великая Отечественная война застала Шишкова за работой над второй книгой «Емельяна Пугачёва». В осаждённом Ленинграде писатель, мужественно перег нося все тяготы блокады, не переста вая работать над романом, написал ряд рассказов и очерков, посвящённых ге роизму советских людей на фронте и в тылу. После того, как здоровье писате ля было сильно подорвано, он по на стоянию советской общественности ре шился покинуть город Ленина и в апре ле 1942 года выехал в Москву, где с новой силой принялся за работу. Он вы ступал по радио, в воинских частях, в госпиталях. В. Я. Шишков не прекращал работы над второй и третьей книгами романа «Емельян Пугачёв». Работа над этим историческим произведением о борьбе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2