Сибирские огни, 1953, № 5
ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс»1, именно тех противоре чий, которые на Востоке так особенно разительны и кричащи. Толстовщина, как «исторический грех» (Ленин) умерла, но Толстой, как гениальный художник, гневный и страст ный обличитель капитализма, жив и бу дет жить в веках. Его изумительные ху дожественные творения, пронизанные народным духом, высокими патриотиче скими идеями, выдвигающие принципы гуманизма и равенства, веющие огром ной жизнеутверждающей силой, как и его смелая, остроотточенная публицисти ка, входят в арсенал всего человечества, как «старое, но грозное оружие». Они помогают народам бороться за новую лучшую жизнь и строить эту жизнь там, где она уже завоёвана. Прекрасным образцом страны Восто ка, завоевавшей новую светлую жизнь, является народный Китай, где ныне уже почти всё художественное наследство Толстого переведено, стало достоянием широких масс и предметом научного ис следования. Чрезвычайно популярен теперь в Ки тае роман «Война и мир» — эта вели чайшая историческая эпопея, внушающая веру в несокрушимость мощи народа, вставшего на защиту своей священной земли, любовь к жизни, создающая ра достное ощущение её силы, молодости и полноты. Роман учит, как надо ненавидеть ино земных захватчиков и насильников, бо роться до конца за национальную незави симость, воевать и трудиться ради процветания Родины, для счастья сво бодных людей. Своим светлым оптимиз мом это произведение поднимает энту зиазм строителей нового Китая. Большое политическое значение рома на «Война и мир» заключается и в том, что Толстой подчёркивает глубокое раз личие между захватническими, империа листическими и национально-освободи тельными войнами. Это обстоятельство сыграло действенную роль в годы вой ны китайского народа против японских захватчиков. Мастерски нарисованные Толстым образы героев русского парти занского движения вдохновляли китай ских партизан, действовавших в япон ском тылу. Широко известен в народном Китае и в других странах Востока и роман «Ан на Каренина» — совершеннейшее произ ведение критического реализма. Отражая в своих драматических коллизиях соци альные конфликты и сложнейшие обще ственные противоречия, он особенно 1 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 15, стр. 180. актуален для Востока своим остро-по ставленным вопросом о положении жен щины в семье и в обществе. И теперь, когда во всех странах мира всё выше поднимается волна массового, народного движения за мир, не утратили своего значения некоторые публицисти ческие работы Толстого. В его острых полемических статьях нередко прорывал ся не только активный протест, но и боевой призыв к действию, опрокидывав ший всю созданную им теорию о непро тивлении злу. «Люди, которые... признают войну,— писал Толстой, — не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, эти люди странны, ужасны своей нравствен ной извращённостью»1. В статье «Об абиссинцах» он звал уже не к непротивлению злу насилием, а, напротив, к насильственному разору жению всех поджигателей войны: «Что же мы этих людей оставляем в покое, а не бросаемся на них и не рас саживаем всех этих императоров, коро лей, министров по смирительным заведе ниям? Ведь разве не очевидно, что они задумывают и приготовляют самое ужас ное злодеяние, и, что, если мы оставим их теперь, злодеяние совершится не нын че, так завтра».2 Гневным протестом против войны, сделанным от имени всех миролюбивых народов, звучит его статья «Одумай тесь!» «Да когда нее это кончится? — воскли цает Толстой.— И когда же, наконец, обманутые люди опомнятся и скажут: «да идите вы, безжалостные и безбож ные цари, микады, министры, митропо литы, аббаты, генералы, редакторы, афе ристы, и как там вас называют, идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдём. Оставьте нас в покое пахать, сеять, строить»...з. Публицистика Толстого страстно вы ражала народную ненависть к войне, не истребимую волю народа к миру. Лев Толстой не знал подлинных пу тей борьбы против порабощения народов и войн, порождаемых империализмом. Его проповедь непротивления злу наси лием оказалась бесплодной и вредной. Но Толстой, гениальный художник, вели кий гуманист и патриот, с огромной силой выражавший стремление трудя щихся масс к освобождению от всякого гнёта и рабства, нашёл путь к сердцу народов Востока. 1 Л. Н. Т о л с т о й . «Царство божие внут ри нас», Женева, 1896, стр. 185. 2 (Статья не опубликована: хранится в ар хиве 'Л. Н. Толстого. 5 Л. Н. Т о л с т о й. Полное собрание сочи нений. т. 36. стр. 143.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2