Сибирские огни, 1953, № 5

ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс»1, именно тех противоре­ чий, которые на Востоке так особенно разительны и кричащи. Толстовщина, как «исторический грех» (Ленин) умерла, но Толстой, как гениальный художник, гневный и страст­ ный обличитель капитализма, жив и бу­ дет жить в веках. Его изумительные ху­ дожественные творения, пронизанные народным духом, высокими патриотиче­ скими идеями, выдвигающие принципы гуманизма и равенства, веющие огром­ ной жизнеутверждающей силой, как и его смелая, остроотточенная публицисти­ ка, входят в арсенал всего человечества, как «старое, но грозное оружие». Они помогают народам бороться за новую лучшую жизнь и строить эту жизнь там, где она уже завоёвана. Прекрасным образцом страны Восто­ ка, завоевавшей новую светлую жизнь, является народный Китай, где ныне уже почти всё художественное наследство Толстого переведено, стало достоянием широких масс и предметом научного ис­ следования. Чрезвычайно популярен теперь в Ки­ тае роман «Война и мир» — эта вели­ чайшая историческая эпопея, внушающая веру в несокрушимость мощи народа, вставшего на защиту своей священной земли, любовь к жизни, создающая ра­ достное ощущение её силы, молодости и полноты. Роман учит, как надо ненавидеть ино­ земных захватчиков и насильников, бо­ роться до конца за национальную незави­ симость, воевать и трудиться ради процветания Родины, для счастья сво­ бодных людей. Своим светлым оптимиз­ мом это произведение поднимает энту­ зиазм строителей нового Китая. Большое политическое значение рома­ на «Война и мир» заключается и в том, что Толстой подчёркивает глубокое раз­ личие между захватническими, империа­ листическими и национально-освободи­ тельными войнами. Это обстоятельство сыграло действенную роль в годы вой­ ны китайского народа против японских захватчиков. Мастерски нарисованные Толстым образы героев русского парти­ занского движения вдохновляли китай­ ских партизан, действовавших в япон­ ском тылу. Широко известен в народном Китае и в других странах Востока и роман «Ан­ на Каренина» — совершеннейшее произ­ ведение критического реализма. Отражая в своих драматических коллизиях соци­ альные конфликты и сложнейшие обще­ ственные противоречия, он особенно 1 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 15, стр. 180. актуален для Востока своим остро-по­ ставленным вопросом о положении жен­ щины в семье и в обществе. И теперь, когда во всех странах мира всё выше поднимается волна массового, народного движения за мир, не утратили своего значения некоторые публицисти­ ческие работы Толстого. В его острых полемических статьях нередко прорывал­ ся не только активный протест, но и боевой призыв к действию, опрокидывав­ ший всю созданную им теорию о непро­ тивлении злу. «Люди, которые... признают войну,— писал Толстой, — не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, эти люди странны, ужасны своей нравствен­ ной извращённостью»1. В статье «Об абиссинцах» он звал уже не к непротивлению злу насилием, а, напротив, к насильственному разору­ жению всех поджигателей войны: «Что же мы этих людей оставляем в покое, а не бросаемся на них и не рас­ саживаем всех этих императоров, коро­ лей, министров по смирительным заведе­ ниям? Ведь разве не очевидно, что они задумывают и приготовляют самое ужас­ ное злодеяние, и, что, если мы оставим их теперь, злодеяние совершится не нын­ че, так завтра».2 Гневным протестом против войны, сделанным от имени всех миролюбивых народов, звучит его статья «Одумай­ тесь!» «Да когда нее это кончится? — воскли­ цает Толстой.— И когда же, наконец, обманутые люди опомнятся и скажут: «да идите вы, безжалостные и безбож­ ные цари, микады, министры, митропо­ литы, аббаты, генералы, редакторы, афе­ ристы, и как там вас называют, идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдём. Оставьте нас в покое пахать, сеять, строить»...з. Публицистика Толстого страстно вы­ ражала народную ненависть к войне, не­ истребимую волю народа к миру. Лев Толстой не знал подлинных пу­ тей борьбы против порабощения народов и войн, порождаемых империализмом. Его проповедь непротивления злу наси­ лием оказалась бесплодной и вредной. Но Толстой, гениальный художник, вели­ кий гуманист и патриот, с огромной силой выражавший стремление трудя­ щихся масс к освобождению от всякого гнёта и рабства, нашёл путь к сердцу народов Востока. 1 Л. Н. Т о л с т о й . «Царство божие внут­ ри нас», Женева, 1896, стр. 185. 2 (Статья не опубликована: хранится в ар­ хиве 'Л. Н. Толстого. 5 Л. Н. Т о л с т о й. Полное собрание сочи­ нений. т. 36. стр. 143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2