Сибирские огни, 1953, № 5
человечество к возвышенной цели; им вечно могут гордиться, и не только русские, но и все люди, ибо его вооду шевляла благородная забота служить человечеству... Я уверен, что, если бы мыслители, направляющие духовную жизнь человечества, думали, как Тол стой, человечество было бы теперь менее угнетено и менее бы стенало... Произве дения Толстого — бунтарски-революцион- ны: они подымают общественное чув ство, они человечны, они — миро вые...»1. Быстрому упрочению и расширению популярности Толстого на Востоке спо собствовала революция 1905— 1907 . гг., получившая в мире двойного феодально империалистического гнёта особое значе ние. Она вызвала острый интерес ко все му русскому, и, следовательно, к рус ской литературе, к её самому яркому представителю — Льву Толстому. «На книжном рынке Шанхая, умствен ного центра младо-китайцев, нередкость встретить теперь брошюры о деятелях русской революции и о Льве Толстом»23, писал один русский путешественник. Ограбленным и унижённым народам колоний русская революция представи лась прежде всего спасением от жесто кого империалистического гнёта, невыно симой рабской зависимости. И, естест венно, что русский писатель Толстой с его антиимпериалистической направлен ностью оказался для них непререкаемым авторитетом и мудрым учителем. Они видели в Толстом друга и заступника, справедливого и неподкупного, в своей вековой тяжбе с поработителями. Знали Толстого и простые земледель цы далёкой Африки, о чём сообщает рус ский писатель С. Елпатьевский, побывав ший в 1909 году в Египте. «Профессор арабского языка в одной из каирских школ... — пишет Елпатьев ский, — рассказывал мне... как он с дву мя русскими был в гостях в деревне у феллахов, на развалинах древнего Мем фиса, и как разговор, коснувшийся Тол стого, не ушёл уже от Толстого. И со бралась вся деревня, широким кругом окружила гостей и все просили расска зать в подробностях философию и религию Толстого. И деревенские еги петские люди, только что ушедшие от своих полей, в широких одеждах, с мед ленными движениями и важными лица ми... напряжённо слушали и жадно спрашивали, и время от времени кача ли головами и говорили на своём араб ском языке; — Хорошо. Верно... Очень хоро шо. ..»з. Такое «жадное внимание» исламистов к толстовской проповеди любви и мира 1 Вл. Г о р д л е в с к и й . Толстой в Турции. {«Восток» № 5, 1952 г.). 2 Журнал «Вестник Азии», 1909, № 1. 3 С. Е л п а т ь е в с к и й . «Ко дню Гоголя». («Русские ведомости», 1909. № 95). интересно и само по себе. Оно раскры вает нам то особое значение, которое проповедь Толстого получила в странах со смешанным населением, как, напри мер, в Индии, где мусульмане постоян но враждовали с людьми иных вероиспо веданий. Ислам, выдвинувший меч в качестве неопровержимого аргумента истинности своего учения, — одна из самых воин ственных религий. Империалисты давно пользовались этими подогреваемыми фанатизмом страстями для осуществле ния своего девиза «разделяй н власт вуй», извлекая для себя выгоду из рели гиозной поножовщины. Проповедуя в противовес «газавату» (священной войне с «неверными») лю бовь и солидарность между угнетёнными и ненависть к угнетателям, Толстой способствовал примирению людей раз личных вероисповеданий, одинаково страдавших под колониальным ярмом. Вот что писал в своё время мусульма нин из Калькутты Сухраварди: «Я последователь ислама, религии, с которой обычно связывают насилие и кровопролитие. И всё-таки я — ученик Толстого, я поборник мира. Это может казаться парадоксальным. Но парадокс исчезает, если читать Коран, как чита ет и истолковывает Толстой Библию, в свете правды и разумения, а не в су мерках суеверия и невежества»1. Сухраварди объявляет себя поборни ком мира исключительно по религиоз ным соображениям и старается поды скать оправдание привитой ему Толстым идеи всеобщего мира в воинствующем Коране. Японца же Тамура (студен та токийского университета) Толстой приводит к этой идее непосредственно. Гуманистические идеи Толстого, по мне нию Тамура, не нуждаются для своего оправдания ни в каких религиозных догмах. «В декабре 1904 года,— пишет Таму ра, — произошло событие, вызвавшее революцию в моих мыслях. Я прочёл статью Толстого о войне... и пережил такое чувство, словно у меня закипела вся кровь... Благодаря статье Толстого, его письму и произведениям, моя мысль и жизнь приняли совсем иное направ ление... Только такой человек огненного энтузиазма, как Толстой, и может ока зывать моральное влияние на людей... Кроме энтузиазма, Толстой обладает не обыкновенной решимостью в выполнении того, что считает долгом. Ещё ценно в Толстом его горячий патриотизм, про тест против войн и смертной казни, а также его сострадание ко всем угнетён ным... В этом и кроется причина влия ния Толстого на весь мир»2. 1 «О Толстом». Воспоминания и характери стики представителей различных наций. (Под редакцией П. А. Сергеенко, 1911 г., т. 2, стр. 175. 2 Там нее, стр. 191. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2