Сибирские огни, 1953, № 5

« борьбы с ним, но он отлично видел, куда ведёт политика империалистических дер­ жав, и со всей силой гнева и страсти народного писателя клеймил зачинщиков грабительских войн. Обличая империалистов, Толстой в * своём трактате «Так что же нам де­ лать?» нарисовал изумительно яркую и верную картину грабительского захвата стран Востока и обращения их в коло­ нии. Именно так действовали англо-аме- ► риканские корабли у берегов Китая и английские — у берегов Индии: «Драма начинается с того, что амери­ канское правительство посылает кораб­ ли с заряжёнными пушками к берегам островов, жителей которых оно хочет поработить. Предлог этой угрозы — де­ нежный, но начало драмы с пушек, на­ правленных на всех жителей: жён, детей, стариков... Это начало драмы: кошелёк 4 или жизнь, повторённое в истории всех завоеваний всех периодов: 45000, а по­ том 90000 долларов или побоище»1. Противоречивая философская концеп­ ция, которую развивал и пропагандиро­ вал Толстой, в основе своей была, ко- • нечно, ошибочна и реакционна, однако непримиримая борьба Толстого с импе­ риалистическим грабежом и разбоем, его призывы уничтожить войны, гнёт, наси­ лие, всё это имело огромный прогрессив- 1 ный смысл. На Востоке толстовское учение сыг­ рало значительную роль, так как оно выражает «мощь и ограниченность имен­ но крестьянского массового движения... передаёт настроения примитивной кре­ стьянской демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произ­ вола и грабежа, церковного иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горы злобы и ненависти»2. *** Крупные художественные творения с Л. Толстого были известны на Во­ стоке лишь ограниченному кругу во­ сточной интеллигенции и то главным об­ разом по европейским переводам. Демо­ кратический читатель узнал Толстого * прежде всего по мелким религиозно­ нравственным его рассказам, популяр­ ность которых объяснялась вовсе не христианской религиозной дидактикой, людям конфуцианского, брамаистского • и мусульманского Востока не привыч­ ной, а народностью их содержания. Тру­ дящиеся искали в них ответа на вопрос, как избавиться от невыносимо тяжёлого положения, искали в этой, казалось бы, чуждой им христианской морали под­ тверждение своего права на равенство со свободными людьми, права на чело­ веческое существование. Широкому рас­ пространению учения Толстого на Во- 1 Л. Н. Т о л с т о й . Полное собрание сочи- • нений, т. 25, стр. 261—262. 2 В. И. Л е и и н. Сочинения, т. 16, стр. 294. стоке помогла живая, остро-полемиче­ ская переписка писателя с представите­ лями различных восточных национально­ стей. Письма и обращения Толстого, не­ смотря на противоречия его философской концепции, всегда несли в себе револю­ ционный заряд большой силы. Призывая к пассивному протесту, они дышали та­ ким гневом к угнетателям, такой без­ граничной любовью к угнетённому чело­ веку, к простому народу, так страстно и убедительно клеймили империалистов, что воспринимались как подлинное от­ кровение. Руководители народных масс колониального Востока заимствовали из этих писем их непримиримую воинствен­ ность и беспощадное обличение, т. е. те «критические элементы», о которых го­ ворил В. И. Ленин и которые в то вре­ мя служили делу освободительной борьбы. Неудивительно поэтому, что именно призыв не подчиняться власти англичан и не пятнать себя «нечестивым участи­ ем» в службе (особенно военной) своим поработителям, провозглашённый Тол­ стым в 1908 году в знаменитом «Пись­ ме к индусу», лёг в основу политической программы свараджистов (борцов за не­ зависимость Индии). Год спустя Толстой вступил в личную переписку с Махандасом Карамчандом Ганди, первым руководителем движения индусского народа против английского владычества, и Ганди, называя себя «покорнейшим последователем» Толсто­ го, начал применять его учение на прак­ тике. Когда в Индии был созван Нацио­ нальный конгресс, положивший начало сопротивлению английским властям, то первые его постановления были выдер­ жаны в духе Толстого. Критикуя в 1906 году в «Письме к китайцу» «легкомысленных людей Ки­ тая, называемых партией реформ», Тол­ стой писал: «Освободитесь от своих чи­ новников тем, что не будете исполнять их требования и, главное, не будете, повинуясь им, помогать порабощению и ограблению друг друга», призывая таким образом народные массы Китая сверг­ нуть власть империализма и послушной империалистам феодально-бюрократиче­ ской Дайцинской династии, чуждой и ненавистной китайцам. Все эти письма Толстого переводились на восточные языки, читались и перечи­ тывались, передавались из уст в уста и истолковывались, как программа дейст­ вий. Ганди называл Толстого «великим русским пассивным п р о т и в л е н ц е м , который был одним из первых источни­ ков, вдохновивших на борьбу». Вполне естественна и оценка, данная Толстому в 1922 году известным турец­ ким критиком Райфом Недждетом. «Своими мыслями и произведения­ ми, — говорил Недждет в одной из ста­ тей, — Толстой потрясал мир и призывал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2