Сибирские огни, 1953, № 5
« борьбы с ним, но он отлично видел, куда ведёт политика империалистических дер жав, и со всей силой гнева и страсти народного писателя клеймил зачинщиков грабительских войн. Обличая империалистов, Толстой в * своём трактате «Так что же нам де лать?» нарисовал изумительно яркую и верную картину грабительского захвата стран Востока и обращения их в коло нии. Именно так действовали англо-аме- ► риканские корабли у берегов Китая и английские — у берегов Индии: «Драма начинается с того, что амери канское правительство посылает кораб ли с заряжёнными пушками к берегам островов, жителей которых оно хочет поработить. Предлог этой угрозы — де нежный, но начало драмы с пушек, на правленных на всех жителей: жён, детей, стариков... Это начало драмы: кошелёк 4 или жизнь, повторённое в истории всех завоеваний всех периодов: 45000, а по том 90000 долларов или побоище»1. Противоречивая философская концеп ция, которую развивал и пропагандиро вал Толстой, в основе своей была, ко- • нечно, ошибочна и реакционна, однако непримиримая борьба Толстого с импе риалистическим грабежом и разбоем, его призывы уничтожить войны, гнёт, наси лие, всё это имело огромный прогрессив- 1 ный смысл. На Востоке толстовское учение сыг рало значительную роль, так как оно выражает «мощь и ограниченность имен но крестьянского массового движения... передаёт настроения примитивной кре стьянской демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произ вола и грабежа, церковного иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горы злобы и ненависти»2. *** Крупные художественные творения с Л. Толстого были известны на Во стоке лишь ограниченному кругу во сточной интеллигенции и то главным об разом по европейским переводам. Демо кратический читатель узнал Толстого * прежде всего по мелким религиозно нравственным его рассказам, популяр ность которых объяснялась вовсе не христианской религиозной дидактикой, людям конфуцианского, брамаистского • и мусульманского Востока не привыч ной, а народностью их содержания. Тру дящиеся искали в них ответа на вопрос, как избавиться от невыносимо тяжёлого положения, искали в этой, казалось бы, чуждой им христианской морали под тверждение своего права на равенство со свободными людьми, права на чело веческое существование. Широкому рас пространению учения Толстого на Во- 1 Л. Н. Т о л с т о й . Полное собрание сочи- • нений, т. 25, стр. 261—262. 2 В. И. Л е и и н. Сочинения, т. 16, стр. 294. стоке помогла живая, остро-полемиче ская переписка писателя с представите лями различных восточных национально стей. Письма и обращения Толстого, не смотря на противоречия его философской концепции, всегда несли в себе револю ционный заряд большой силы. Призывая к пассивному протесту, они дышали та ким гневом к угнетателям, такой без граничной любовью к угнетённому чело веку, к простому народу, так страстно и убедительно клеймили империалистов, что воспринимались как подлинное от кровение. Руководители народных масс колониального Востока заимствовали из этих писем их непримиримую воинствен ность и беспощадное обличение, т. е. те «критические элементы», о которых го ворил В. И. Ленин и которые в то вре мя служили делу освободительной борьбы. Неудивительно поэтому, что именно призыв не подчиняться власти англичан и не пятнать себя «нечестивым участи ем» в службе (особенно военной) своим поработителям, провозглашённый Тол стым в 1908 году в знаменитом «Пись ме к индусу», лёг в основу политической программы свараджистов (борцов за не зависимость Индии). Год спустя Толстой вступил в личную переписку с Махандасом Карамчандом Ганди, первым руководителем движения индусского народа против английского владычества, и Ганди, называя себя «покорнейшим последователем» Толсто го, начал применять его учение на прак тике. Когда в Индии был созван Нацио нальный конгресс, положивший начало сопротивлению английским властям, то первые его постановления были выдер жаны в духе Толстого. Критикуя в 1906 году в «Письме к китайцу» «легкомысленных людей Ки тая, называемых партией реформ», Тол стой писал: «Освободитесь от своих чи новников тем, что не будете исполнять их требования и, главное, не будете, повинуясь им, помогать порабощению и ограблению друг друга», призывая таким образом народные массы Китая сверг нуть власть империализма и послушной империалистам феодально-бюрократиче ской Дайцинской династии, чуждой и ненавистной китайцам. Все эти письма Толстого переводились на восточные языки, читались и перечи тывались, передавались из уст в уста и истолковывались, как программа дейст вий. Ганди называл Толстого «великим русским пассивным п р о т и в л е н ц е м , который был одним из первых источни ков, вдохновивших на борьбу». Вполне естественна и оценка, данная Толстому в 1922 году известным турец ким критиком Райфом Недждетом. «Своими мыслями и произведения ми, — говорил Недждет в одной из ста тей, — Толстой потрясал мир и призывал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2