Сибирские огни, 1953, № 5
Владимир РУ ДМ АН Лев Толстой га Восток Народы мира отметили стодвадцати пятилетие со дня рождения великого пи сателя земли русской Льва Толстого, чьи «произведения заняли одно из пер вых мест в мировой художественной ли тературе»1. С момента смерти Толстого прошло сорок три года. За это время соверши лась величайшая в истории человечества Октябрьская социалистическая револю ция, освободившая народы России и давшая всем другим народам ключ к освобождению. В результате двух миро вых войн произошло отпадение от капи тализма ряда стран Европы. Старый и слабый Китай, обращённый империали стами в свою полуколонию, стал незави симой и могучей Китайской Народной Республикой, японская колония Север ная Корея — Народно-демократической Корейской республикой. Колониальные Индо-Китай, Филиппинские и Малай ские острова уже несколько лет ведут героическую борьбу за национальную не зависимость. Треть человечества освобо дилась от гнёта империализма. Толстой не дожил до этого. Он не уви дел очистительного пламени националь но-освободительных войн, охватившего страны Востока, но пятьдесят лет назад, когда на Востоке только началось рево люционное движение, он всеми силами способствовал его усилению. Толстой страшился революционных методов борьбы, полагая спасти челове чество от страданий, войн и вымирания иными нежизненными, подчас вредными способами, но деятельность его, как проповедника и как писателя, в то время объективно служила делу революции, потому что он «с громадной силой, уве ренностью, искренностью п о с т а в и л целый ряд вопросов, касающихся основ ных черт современного политического и общественного устройства»1 2. Толстой отрицал классовую борьбу, ибо усматривал источник бедствий на рода не в социальных, а в моральных факторах, чаще всего звал на борьбу за 1 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 16, стр 293. 2 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 16, стр. 300. нравственное исправление пороков со временного общества. Не понимал Тол стой и того, что без классовой борьбы невозможно достижение «истинного ду ховного благосостояния человечества», к чему он стремился в своей жизни. Но- он отчётливо видел классовую структу ру общества, и все симпатии его неиз менно были на стороне народных масс. В этом убеждают многие его статьи, и„ в частности, статья «Неизбежный пере ворот», первоначально озаглавленная им «Революция неизбежная, необходи мая и всеобщая». «...Теперь, — пишет Толстой в этой статье,— когда все люди, все, кроме того, что разделены собою на различные народности, подавленные и желающие ос вободиться или желающие удержать по давленных, разделены ещё везде и на два озлобленно враждебных друг к дру гу стана: одних, рабочих, обездоленных и унижённых и сознающих несправедли вость своего положения, и других* властвующих и богатых, тоже сознаю щих несправедливость своего положения, но во что бы то ни стало всё-таки от стаивающих его... — положение людей таково, что оно не может уже продол жаться... Теперь почти всякий рабочий считает правительство, если не шайкой разбойников, то во всяком случае людь ми, озабоченными своими интересами, а никак не интересами народа, и необ ходимость отдавать свои труды в их распоряжение считает только временным бедствием, от которого он желает всеми силами души и надеется тем или иным способом скоро освободиться»1. Антиимпериалистическая направлен ность революции 1905 — 1907 гг. оказа ла решающее влияние на Толстого, заставив его поднять голос против господства империализма, за освобожде- ние народов, против войн, за всеобщее равенство, мир и дружбу. Причин, порождавших империализм, Толстой не понимал и глубоко заблуж дался в поисках настоящих средств » Л е в Т о л с т о й . Полное собрание сочи нений, т. 38, стр. 82—85.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2