Сибирские огни, 1953, № 5
ний и критике социальных противоречий жизни. Он как бы всё время напомина ет, что в основе пьесы лежит не семей ная, а общественная драма. Весь ход развития действия неумолимо ведёт Фе дю Протасова к неизбежному конфликту с обществом, законом церкви и государ ства. И ничто не может предотвратить его. Этому подчинена вся композиция пьесы. Не случайно драматургический кон фликт достигает своей кульминации именно в сцене у следователя (6-е дей ствие, 1-я картина) в столкновении Феди с представителем закона. Очень важно, что в центре этой картины стоит не встреча (кстати сказать, первая за всю пьесу) «воскресшего из мёртвых» Феди с женой Лизой (ведь так легко было бы сбиться на мелодраму), а обличительная, страстная речь Феди, обращённая к слу жителю государства. Она и ничто дру гое определяет высокое эмоциональное художественное значение последнего действия. Заключительная картина драмы — сце на в суде — написана предельно вырази тельно и кратко. Столкновение с зако ном оказалось для слабого Протасова непосильным, и он выстрелом разорвал тот сложный узел, который завязывался на протяжении всего действия. Сцены русских театров к началу 20-го века основательно пропахли дымом бута форских выстрелов. Зрители привыкли к ним. Но это был не обычный эффект ный театральный выстрел, а страшный трагический конец измучившегося, ис терзанного окружающей жизнью чело века, не способного к борьбе, это был его слабый протест. Двух мнений в вопросе о том, кто ви новат в гибели Протасова, не могло быть. Ответ был только один: виновато порочное общественное устройство, фальшивые взаимоотношения людей, не лепые и преступные законы официаль ной религии и государства. Судей на сцене почти не видно, но их обагрённые кровью руки явно были простёрты над умирающим Федей. Таков итог, к которому логически при водила драма Толстого. Про эту пьесу можно твёрдо сказать, что в ней «Толстой с огромной силой и искренностью бичевал господствующие классы, с великой наглядностью разобла чал внутреннюю ложь всех тех учрежде ний, при помощи которых держится современное общество: церковь, суд, милитаризм, законный брак, буржуазную науку»'. Драма передавала настроения крайней неудовлетворённости существую щими порядками, которые предшество вали революции 1905 года. Всё сказанное даёт основание пола гать, что главными условиями любого драматического произведения Толстой считал следующие: 1) содержание долж но быть понятно, интересно и полезно широкому зрителю — народу; 2) в осно ву пьесы должен быть положен кон фликт, борьба человека с окружающей средой, что придаёт пьесе внешнее и внутреннее движение, а также даёт воз можность каждому действующему лицу проявить присущие ему свойства харак тера; 3) все действующие лица должны говорить языком, соответствующим их возрасту, характеру и положению в об ществе. Эти условия дополнялись четвёртым, уж чисто толстовским требованием, по которому в основе каждого драматиче ского произведения должна лежать рели гиозная идея. Эти мысли сначала были рассеяны в дневниковых записях, пись мах, устных высказываниях Толстого, а затем, как результат долгих раздумий над проблемами современного искусства, и, в частности, театра, изложены в его трактате «Что такое искусство?» и в статье «О Шекспире и о драме». Соединение двух несовместимых в ис кусстве требований — народности и ре лигиозности — приводило Толстого и в области драматургии к той непоследова тельности и противоречиям, которые были всегда для него так характерны. Важно отметить, что в драматургической практике Толстой смог создать выдаю щиеся произведения лишь тогда, когда в них господствовала не надуманная и ложная идея, а жизненная правда.1 1 В. И. Л е н и н . Толстой и пролетарская борьба. Соб. соч., т. XVI, стр. 323. 11. «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2