Сибирские огни, 1953, № 5
узок, что их без преувеличения можно назвать духовными мещанами. Поэтому никто из них не может выдержать срав нения с Федей Протасовым, даже упав шим на дно жизни. Возникает законный вопрос: если та ковы лучшие представители общества, то какова же должна быть его худшая часть? Ответ мы находим в этой же драме. В пьесе выведены непосредственные слуги закона и государства — опора, на которой держится весь самодержавно буржуазный режим. Толстой резко кри тикует этих представителей «закона». Первым, с кого «срывается маска», является следователь. Судя по разгово ру с приятелем в начале 6-го действия, у него самого явно неблагополучно сло жились взаимоотношения с какой-то жен щиной, но это не мешает следователю через минуту самоуверенно взяться за разбирательство пикантного «грязного дела» Протасовых. Подобное начало 6-го действия отдалённо напоминает характе ристику членов суда в романе «Воскре сение» перед началом судебного про цесса. Сразу становится очевидным, что сле дователь не имеет никаких моральных прав для вмешательства в личную жизнь Протасова и Карениных. Следователь в душе явно нечистопло тен и на этом основании считает всех окружающих такими же. Он меньше все го заинтересован в справедливом разре шении судебного дела. Наоборот, глав ная его задача, кажется, состоит в том, чтобы непременно поймать подследствен ных на противоречиях, нелогичности и тем самым поставить их в безвыходное положение. Вызвано же это тем, что за всякую пакость следователь, по меткому выражению Феди, получает каждого 20-го числа двугривенный. Таков же его «товарищ» по судебному делу — адвокат Петрушин. Адвоката со вершенно не интересует личная жизнь, дальнейшая судьба подзащитных. Тяжё лая семейная драма Протасовых, неле пый приговор, ожидающий супругов, его не трогают. Петрушин пьянеет от соб ственного красноречия, а цель, которая им руководит, одна: выиграть процесс во что бы то ни стало, поддержать свой ав торитет и, конечно, получить соответ ствующий гонорар. Чувство подлинной справедливости ему чуждо. Подобным же судебным деятелем го товится стать молоденький адвокатик, суетящийся в приёмной суда. Пищу для судебной машины поставляют негодяи типа Артемьева, для которых все сред ства в жизни хороши, если они ведут к деньгам. К этой же галерее служителей госу дарства и общества, несомненно, примы кает самодовольный и преуспевающий знаменитый доктор. Кстати сказать, Тол стой здесь верен своему скептическому отношению к медицине и медикам. Любо пытно, что знаменитость так и не могла установить точного диагноза болезни ре бёнка. Все эти люди делают вид, что страш но полезны обществу, но стоит внима тельно приглядеться к ним, чтобы убе диться в том, что каждый тешит лишь своё маленькое и подленькое самолюбие, да старается оторвать побольше и по слаще кусок от народного пирога. Рядом с ними оказываются более человечными даже такая трагикомическая фигура, как непризнанный гений Иван Петрович Александров и нелепые собутыльники Феди. Самые разнообразные слои общества представлены в пьесе, начиная с ари стократа князя Абрезкова и кончая по ловым в дешёвеньком трактире. Пора жает количество действующих лиц — тридцать девять, не считая цыганского хора и эпизодических фигур в суде. Большая часть этих персонажей пред ставлена ярко, выразительно. В пьесе видны новые, более тонкие приёмы драматургического письма, кото рые не встречались в предыдущих про изведениях. Во «Власти тьмы» образы раскрывались прямолинейно, одноплано- бо . В «Плодах просвещения» это допол нилось сатирическим саморазоблачением персонажей, но в общем, образы не представляли психологической сложно сти. Совершенно иная картина в «Живом трупе». Сложен по внутреннему содер жанию не только Протасов, но и другие образы (Лиза, Каренин, Анна Дмитри евна), в которых внешне положительные качества тесно переплетаются с глубоко отрицательными чертами. И только Са ша, Анна Павловна, Маша, следователь и ряд других персонажей написаны при вычными резкими чертами. III При раскрытии идеи произведения ху дожественных образов драматургический жанр всегда ставит перед писателем до полнительные трудности, связанные со спецификой сцены. Поступки действую щих лиц, высказывания о них других персонажей, короткие ремарки и, глав ным образом, живая речь действующих лиц — вот те средства, которыми распо лагает драматург. Поэтому не случайно Толстой в драматических произведениях придавал исключительно важное значе ние речевой характеристике действую щих лиц как решающей для раскрытия образов и не любил те пьесы, где персо нажи оказывались лишёнными специфи ки живой разговорной речи, соответ ствующей их возрасту, характеру, поло жению в обществе. Непосредственно после окончания ра боты над «Живым трупом» Толстой за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2