Сибирские огни, 1953, № 5
.прилична и добродетельна, как Виктор Каренин. Но за этими чертами можно увидеть и другие свойства. Федя с его критическим взглядом на мир, порывами, исканиями, неудовлетворённостью, пови- димому, всегда ей был чужд и непоня тен, а после своей безалаберной разгуль ной жизни стал неприятен. Он нарушил привычное, тихое, спокойное течение жизни, к которому стремилась Лиза. Поэтому Лиза не столько под влиянием матери, сколько сама захотела избавить с я от мучительной для обоих супругов связи. Федя говорит об этом открыто, Лиза по-женски колеблется и ведёт себя так, что её поступки не в состоянии по нять ни Саша, ни мать, ни даже Каре нин. Лиза посылает к покинувшему дом Феде письмо с мольбой вернуться. Но с кем? На удивление всем (матери, Са- тде) необычайным посланцем она делает Виктора Каренина, то есть того челове ка, который являлся последнее время одной из причин натянутых семейных отношений в доме Протасовых. Мать ей прямо говорит по этому поводу: «Что это? Чтобы возбудить ревность?» Почти то же произносит Саша. Даже Каренин удивлён и смущён этим поручением. Можно совершенно основательно предпо ложить, поступая так, Лиза втайне рас считывала на то, что Федя после такого посланца больше уж никогда не вернёт ся домой. Это видно и из того, что Лиза •невольно радуется каждой причине, предлогу, который мог бы уронить Фе дю и оправдать её в собственных гла зах, а может быть, и в мнении общества. С облегчением она узнаёт о близких взаимоотношениях Феди с цыганкой Ма шей и удовлетворённо говорит: «то, что я узнала про эту цыганку, с о в с е м ос вободило меня», хотя отношения между Федей и Машей остаются исключительно чистыми, сердечными, а Лиза в конце концов уверена в порядочности Феди. В начале совместной жизни Лиза лю била Федю. Но он для неё был слишком странен и непонятен. Спокойный и со лидный Каренин был ей ближе, однако Лиза, как порядочная женщина, боялась в этом признаться даже самой себе. Она всегда чувствовала душевное превосход ство Феди, но сознаться в этом могла только после известия о его смерти. Фе дя вырастает в её глазах лишь после исчезновения. Тогда она открыто при знаёт благородство его души. Достаточ но было Феде вновь появиться, как он становится для Лизы ужасным и нена вистным. «Когда же он освободит меня!» — восклицает она в ужасе. При всём этом Лиза в своих пережи ваниях так искренна, а её скрытые недо статки настолько тесно переплетаются с явными добродетелями покинутой и ос корблённой жены, что только при вни мательном анализе можно рассмотреть за обликом нравственной и религиозной женщины самую обыкновенную даму дворянского общества. Не удивительно, что Федя не нашёл в ней той «изюмин ки» искренних человеческих отношений, без которых невозможна настоящая семья. Что в скрытой форме обнаруживается в Лизе и Каренине, то ярко выступает в образе матери Лизы Анны Павловны. Она откровенно практична, даже не сколько цинична и потому не только ра дуется предстоящему разводу дочери, но по мере сил способствует ему. «Я бога благодарю, что она теперь решилась и что всё кончено», — говорит почтенная дама. Религия и бог являются для неё удобными ширмами, за которыми легко можно спрятать обычные корыстные на мерения. Как «опытная дама», она хо рошо знает цену близости мужчины и женщины в своём кругу и потому грубо вато парирует предложения Саши о чи стой дружбе между Лизой и Карениным: «Знаем мы эту дружбу! Только бы не было препятствий». И Анна Павловна действительно оказывается права. Она всё может: и помочь дочери раз вестись с непутёвым мужем, и выйти за муж за богатого и чиновного Каренина, и ловко вручить гонорар знаменитому доктору, а при случае лицемерно всплак нуть о ненавистном, но уже, слава богу, мёртвом Феде: «Я... не могу подумать о нём без слёз». Короче говоря, это одна из многих и неизменных дам дворянско го общества, которых мы уже не раз встречали в «Анне Карениной», «Вос кресении», «Смерти Ивана Ильича». Без них дворянские гостиные потеряли бы свой привычный вид. Несколько в стороне стоит аристокра тическая пара: Анна Дмитриевна Каре нина и её близкий друг князь Абрезков. В молодости они, повидимому, любили друг друга, но в силу каких-то причин не стали супругами, и любовь под ста рость перешла в чистую, искреннюю дружбу. Анна Дмитриевна крайне религиозна, консервативна, князь Абрезков более либерален и широко смотрит на жизнь, но оба, несмотря на порядочность и честность, находятся в тисках морали, привычек аристократического общества. Анна Дмитриевна с отвращением говорит о разводе, возможности женитьбы сына на разведённой, но если глубже вник нуть в её психологию, то окажется, что Каренину пугает не столько нарушение христианской морали, сколько дрязги и пересуды. Что объединяет всех этих представи телей аристократического общества? Не только знакомый круг общества, привыч ная и потому незаметная фальшь чело веческих отношений, но, главным обра зом, отсутствие каких-либо больших за просов, тревожных дум о смысле жизни и справедливости существующего соци ального порядка. Взгляд этих людей так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2