Сибирские огни, 1953, № 5
силы, когда он обращается с гневными словами к следователю — представите лю закона и ярко характеризует весь судейский аппарат, поддерживаемый та кими мерзавцами, как Артемьев, и ему подобными: «является негодяй, шанта жист, который требует от меня участия в шантаже. Я прогоняю его. Он идёт к вам, к борцу за правосудие, к храните лю нравственности. И вы, получая 20 числа по двугривенному за пакость, на деваете мундир и с лёгким духом кура житесь над... людьми, которых вы мизин ца не стоите, которые вас к себе в пе реднюю не пустят. Но вы добрались и рады...» Это чувство протеста, презрения ко всему преступному государственному строю старой России сделало образ Фе ди значительным и нужным. Именно поэтому упавший до презрения Фёдор Протасов в конечном счёте оказывается в глазах зрителей более человечным, чи стым и порядочным, чем самые почтен ные и нравственные представители ари стократического дворянского общества (Каренин, Лиза и др.). Рядом с Федей в драме стоит другой образ — Саши (сестры Лизы), также со гретый симпатией автора. Она беззавет но любит Федю за правдивость, доброту, неудовлетворённость и поиски лучшего в жизни. Саша считает его необыкновен ным, удивительным человеком. Ей стран но видеть, что сестра способна проме нять Федю на внешне чистого и прилич ного, но внутренне холодного и себялю бивого Каренина, спокойно стоящего на позициях православия и государственно сти. Саша делает всё возможное, чтобы приостановить распад семьи, но её лю бовь оказывается беспомощной перед си лами зла, фальши окружающей жизни. Ей остаётся только восхищаться самоот верженностью, благородством Феди. В конце драмы Саша исчезает. Это — правдиво. Люди, подобные ей, не могли предотвратить тяжёлую драму Протасо ва, подготовленную всем ходом развития буржуазно-дворянского общества. Такой же бессильной выступает и лю бовь цыганки Маши. Она стремилась спасти Федю от окончательного падения, но смогла лишь отсрочить его гибель. Чистые, братские отношения между Фе дей и Машей закончились ничем, Федя не нашёл того, что помогло бы ему за быть о недовольстве жизнью. Другую значительную группу дей ствующих лиц драмы представляют при личные люди из дворянского общества: жена Протасова Лиза, её мать Анна Павловна, люди света Виктор Каренин, его мать Анна Дмитриевна и князь Аб- резков. Последовательно и тонко Толстой рас крывает перед зрителями внутренний мир этих людей. Полную противоположность Феде яв ляет собою Каренин. Своими размерен ными движениями, подчёркнутой поря^- дочностью, честностью, консервативны ми убеждениями, наконец, бесцветно-пра вильной речью он напоминает собой Алексея Александровича Каренина. Только Виктор Каренин менее сух и офи циален. В нём больше гибкости и такта человека света. Внешне Виктор Каренин превосходный и порядочный человек. В службе он счастлив. Над сложными, вопросами жизни не задумывается, считает существующий социальный по рядок незыблемым и справедливым. Его столкновение с судом случайно и не имеет тех глубоких причин, что у Феди. За внешней добродетельностью Каренина скрывается эгоизм, холод ность и даже, пожалуй, жестокость. Каренин прекрасно знает, что «резать по живому» (то есть разрушать семью) — тяжело, но про себя радуется распа ду семьи Протасовых и отчасти способ ствует ему, так как это ведёт его к сбли жению с Лизой. При этом он настолько честен, что позднее искренне сознаётся. Лизе в своём эгоистическом чувстве: «когда Федя стал мучать тебя и я чув ствовал, что я поддержка тебе и что ты боишься моей дружбы, я был уже совсем счастлив». Лизу он любит, но любовь для него непременно должна быть обле чена в законную форму. Он также не отказывается от неудобного для него по ручения Лизы — передать письмо мужу и вернуть Федю домой. Не случайна Протасов спрашивает Каренина: «Поче му ты?» При этом, согласно ремарке,. Федя молча глядит ему в лицо. Потом Федя не выдерживает и насмешливо го ворит своему другу: « у д и в и т е л ь н о , что ты заботишься о том, чтобы наш брак был не нарушен». Каренин хотел что-то ответить и не нашёлся. Приход Маши выручил его из неловкого поло жения. Виктор гибок и умеет найти оправда ние для отступления от принятых мо ральных и религиозных правил. Так, он всегда отвергал развод и не признавал его, но после разрыва Лизы с Федей решается жениться на разведённой. Мать упрекает сына в нелогичности, на что Виктор Каренин находит весьма удобную мотивировку: «Мама! Это же стоко с вашей стороны. Неужели мы все так непогрешимы, что не можем расхо диться в наших убеждениях, когда жизнь так сложна?» Откровенно пожелав жену ближнего, даже друга, и овладев ею, Каренин одно временно, не смущаясь, говорит про Фе дю: «Я люблю его». Федя превосходно охарактеризовал Каренина словами, в которых слышится нескрываемая иро ния: «Он прекрасный, честный, нрав ственный человек, почти что противу- положность мне». Достойной подругой безукоризненно приличного Каренина предстаёт жена Феди — Лиза. Внешне она так же чиста,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2