Сибирские огни, 1953, № 5

силы, когда он обращается с гневными словами к следователю — представите­ лю закона и ярко характеризует весь судейский аппарат, поддерживаемый та­ кими мерзавцами, как Артемьев, и ему подобными: «является негодяй, шанта­ жист, который требует от меня участия в шантаже. Я прогоняю его. Он идёт к вам, к борцу за правосудие, к храните­ лю нравственности. И вы, получая 20 числа по двугривенному за пакость, на­ деваете мундир и с лёгким духом кура­ житесь над... людьми, которых вы мизин­ ца не стоите, которые вас к себе в пе­ реднюю не пустят. Но вы добрались и рады...» Это чувство протеста, презрения ко всему преступному государственному строю старой России сделало образ Фе­ ди значительным и нужным. Именно поэтому упавший до презрения Фёдор Протасов в конечном счёте оказывается в глазах зрителей более человечным, чи­ стым и порядочным, чем самые почтен­ ные и нравственные представители ари­ стократического дворянского общества (Каренин, Лиза и др.). Рядом с Федей в драме стоит другой образ — Саши (сестры Лизы), также со­ гретый симпатией автора. Она беззавет­ но любит Федю за правдивость, доброту, неудовлетворённость и поиски лучшего в жизни. Саша считает его необыкновен­ ным, удивительным человеком. Ей стран­ но видеть, что сестра способна проме­ нять Федю на внешне чистого и прилич­ ного, но внутренне холодного и себялю­ бивого Каренина, спокойно стоящего на позициях православия и государственно­ сти. Саша делает всё возможное, чтобы приостановить распад семьи, но её лю­ бовь оказывается беспомощной перед си­ лами зла, фальши окружающей жизни. Ей остаётся только восхищаться самоот­ верженностью, благородством Феди. В конце драмы Саша исчезает. Это — правдиво. Люди, подобные ей, не могли предотвратить тяжёлую драму Протасо­ ва, подготовленную всем ходом развития буржуазно-дворянского общества. Такой же бессильной выступает и лю­ бовь цыганки Маши. Она стремилась спасти Федю от окончательного падения, но смогла лишь отсрочить его гибель. Чистые, братские отношения между Фе­ дей и Машей закончились ничем, Федя не нашёл того, что помогло бы ему за­ быть о недовольстве жизнью. Другую значительную группу дей­ ствующих лиц драмы представляют при­ личные люди из дворянского общества: жена Протасова Лиза, её мать Анна Павловна, люди света Виктор Каренин, его мать Анна Дмитриевна и князь Аб- резков. Последовательно и тонко Толстой рас­ крывает перед зрителями внутренний мир этих людей. Полную противоположность Феде яв­ ляет собою Каренин. Своими размерен­ ными движениями, подчёркнутой поря^- дочностью, честностью, консервативны­ ми убеждениями, наконец, бесцветно-пра­ вильной речью он напоминает собой Алексея Александровича Каренина. Только Виктор Каренин менее сух и офи­ циален. В нём больше гибкости и такта человека света. Внешне Виктор Каренин превосходный и порядочный человек. В службе он счастлив. Над сложными, вопросами жизни не задумывается, считает существующий социальный по­ рядок незыблемым и справедливым. Его столкновение с судом случайно и не имеет тех глубоких причин, что у Феди. За внешней добродетельностью Каренина скрывается эгоизм, холод­ ность и даже, пожалуй, жестокость. Каренин прекрасно знает, что «резать по живому» (то есть разрушать семью) — тяжело, но про себя радуется распа­ ду семьи Протасовых и отчасти способ­ ствует ему, так как это ведёт его к сбли­ жению с Лизой. При этом он настолько честен, что позднее искренне сознаётся. Лизе в своём эгоистическом чувстве: «когда Федя стал мучать тебя и я чув­ ствовал, что я поддержка тебе и что ты боишься моей дружбы, я был уже совсем счастлив». Лизу он любит, но любовь для него непременно должна быть обле­ чена в законную форму. Он также не отказывается от неудобного для него по­ ручения Лизы — передать письмо мужу и вернуть Федю домой. Не случайна Протасов спрашивает Каренина: «Поче­ му ты?» При этом, согласно ремарке,. Федя молча глядит ему в лицо. Потом Федя не выдерживает и насмешливо го­ ворит своему другу: « у д и в и т е л ь н о , что ты заботишься о том, чтобы наш брак был не нарушен». Каренин хотел что-то ответить и не нашёлся. Приход Маши выручил его из неловкого поло­ жения. Виктор гибок и умеет найти оправда­ ние для отступления от принятых мо­ ральных и религиозных правил. Так, он всегда отвергал развод и не признавал его, но после разрыва Лизы с Федей решается жениться на разведённой. Мать упрекает сына в нелогичности, на что Виктор Каренин находит весьма удобную мотивировку: «Мама! Это же­ стоко с вашей стороны. Неужели мы все так непогрешимы, что не можем расхо­ диться в наших убеждениях, когда жизнь так сложна?» Откровенно пожелав жену ближнего, даже друга, и овладев ею, Каренин одно­ временно, не смущаясь, говорит про Фе­ дю: «Я люблю его». Федя превосходно охарактеризовал Каренина словами, в которых слышится нескрываемая иро­ ния: «Он прекрасный, честный, нрав­ ственный человек, почти что противу- положность мне». Достойной подругой безукоризненно приличного Каренина предстаёт жена Феди — Лиза. Внешне она так же чиста,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2