Сибирские огни, 1953, № 5
на в «Отце Сергии» обрёк на отшельни чество и умерщвление плоти, то в «Жи вом трупе» морально-религиозные моти вы, несомненно, имевшиеся в пьесе, под конец почти совсем исчезли. Что же произошло с Толстым, почему он отказался от излюбленной проповеди, так настойчиво проводившейся почти во всех его произведениях последнего пери ода? Ответ, нам думается, можно найти у самого Толстого в его предисловии к произведениям Г. Мопассана: «Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их ви деть, а так, как они есть. С каждым ис тинным художником, когда он под влия нием среды начинает описывать не то, что должно, случается то, что случилось с Валаамом, который, желая благосло вить, стал проклинать то, что должно было проклинать, и, желая проклинать, стал благословлять то, что должно было благословлять, он невольно сделает не то, что хочет, а то, что должно. И это случилось с Мопассаном»1. В данном случае можно сказать: «и это случилось с Толстым». Толстой показал неизбежный распад семьи, счёл более нравственным пребы вание Феди Протасова в цыганских ре сторанах и дешёвых номерах, чем в са мых приличных дворянских гостиных или кабинетах департамента, и, наконец, сделал самоубийство Феди своеобраз ным протестом против фальши и грязи существующего порядка. Можно ли это назвать толстовским решением проблемы семьи, нравственных норм поведения че ловека? Конечно, нет. Но зато в судьбе Протасова правдиво показана неизбежная тибель человека в старом обществе. В «Живом трупе» восторжествовала не надуманная мораль, а суровая прав да жизни. Отрицая, Толстой взамен ни чего не предлагал. В этом отношении драма стоит безусловно рядом с по вестью «Хаджи Мурат». Образ Фёдора Васильевича Протасо ва — один из самых сложных и противо речивых персонажей, когда-либо создан ных Толстым. На первый взгляд в нём как будто не мало черт прежних толстовских героев: доброты и честности Пьера, безволия и безалаберности брата Левина Николая, поисков смысла жизни и самопожертво вания Нехлюдова, но ещё больше новых, необычных для толстовских героев ка честв. Его положение в дворянском обществе неопределённо. Федя кончил универси тет, служил, а потом, очевидно, пробо вал заняться литературой. Вначале кажется, что причиной тяжё лой трагедии Протасова является не устроенная семейная жизнь, жена «без изюминки». В течение многих лет у Фе 1 Л. Н. Т о л с т о й . Поли. соб. соч., т. 30, чстр. 20. ди с Лизой не было крепкой духовной связи: Лизе всегда была чужда та страстная неудовлетворённость окру жающей жизнью, которая мучила Федю. Но самым страшным для Протасова бы ло то, что за стенами дома царила ещё худшая фальшь, пошлость и насилие над человеческой личностью. « В с е м я н е д о в о л е н » , — резюмирует своё от ношение к окружающему Федя. Так конфликт Протасова вышел за узкие се мейные рамки и перерос в острое недо вольство социальным строем. Как же решается этот конфликт? Вот здесь-то и начинается нечто необычное, совсем уже «нетолстовское». Три выхо да, т о л ь к о т р и видит Фёдор Прота сов для людей своего круга: первый — «служить, н а ж и в а т ь д е н ь г и , у в е л и ч и в а т ь т у п а к о с т ь , в которой живёшь. Это мне было противно, может быть не умел, но главное было противно. Второй — р а з р у ш а т ь э т у п а к о с т ь ; для этого надо быть героем, а я не герой. Или третье: з а б ы т ь с я — пить, гулять, петь. Это самое я и делал». Невольно возникает вопрос: а где же са мый главный привычный толстовский выход — спасение человека через нрав ственное самосовершенствование? Его нет, нет даже намёка на него. Не в отшельничестве, не в нравствен ном самосовершенствовании, а весьма банально, в вине, среди цыган находит забвение Федя. Вино прогоняет чёрные думы, а цыгане хоть и алчны, но менее лицемерны, и потому среди них Федя чувствует себя лучше. Кутежи служат для него средством ухода от ужасов жиз ни: «кабы только не просыпаться, так и помереть». Эти настроения поисков заб вения были весьма характерны перед революцией 1905 года для некоторой части русской интеллигенции, не видев шей выхода из создавшегося положения. Достаточно вспомнить пьесу Чехова «Три сестры» и в ней трагическую фигу ру доктора Чебутыкина с его отчаянным стоном: «О, если бы не просыпаться». Образ Феди несомненно согрет симпа тиями автора. Толстой щедро наделил его положительными чертами. Протасов добр, мягкосердечен, незлопамятен, всег да готов на самопожертвование и нена видит ложь во всех её проявлениях. Образ Протасова отразил в себе слож ные раздумья Толстого над жизнью. Толстой вновь отошёл от мёртвых добро детельных схем и создал образ челове ка, раздираемого противоречиями жизни. В чём состоит обаяние и сила этого образа? Оно заключено в подчёркнутом недовольстве окружающим миром, в кри тике преступного порядка жизни; Федя Протасов не желает служить и тем уве личивать пакость жизни: «быть предво дителем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно... И только, когда выпьешь, перестанет быть стыдно». Протест Феди достигает предельной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2