Сибирские огни, 1953, № 5
поправок. Это даёт известное основание считать её законченной и лишь не по лучившей последней авторской правки. Впервые драма «Живой труп» была опубликована в газете «Русское слово» 23 сентября 1911 года и в тот же день вышла тремя изданиями, а в Москов ском Художественном театре состоялась премьера пьесы. Трудно представить то возбуждение, которым было отмечено появление но вой пьесы Л. Толстого. Газеты и журна лы конца 1911 года были полны раз нообразных оценок драмы. Всех поразил необычный герой пьесы Фёдор Протасов, новое, безусловно, не толстовское решение семейного кон фликта, резкая критика социального строя без привычных призывов к нрав ственному самосовершенствованию и, на конец, странная новая форма пьесы — её «кинематографичность». Всё это привело критиков и рецензен тов в смущение. Раздались даже голоса о том, что издатели выдали чужую пье су за произведение Толстого. В подоб ной дикой выходке, как всегда, отличи лось «Новое время». Одновременно с этой реакционной газетой мракобес иеро монах Илиодор выступил с погромной черносотенной речью, обливая грязью Толстого и обвиняя его в плагиате. Слу житель церкви даже называл имя якобы настоящего автора. Реакционная пресса с удовольствием смаковала эти сплетни, готовясь свести счёты с умершим, но ещё страшным врагом. Причина злобы была ясна: мёртвый Толстой продолжал колебать основы самодержавно-буржуаз ного строя. Это сразу поняла как офи циальная реакционная пресса, так и ли беральная. Чрезвычайно характерно, что если реакционная критика полностью отвергла пьесу, то либеральная закры вала глаза на острые социальные вопро сы, поднятые драмой, и охотно уклады вала её содержание в узенькое, привыч ное ложе семейного конфликта, а причи ну неудовлетворённости Феди искала в «изюминке», которой он не нашёл в Лизе. Законодатели эстетической критики лицемерно восставали против издеватель ства над памятью великого старца, тре бовали уважения к авторитету умершего писателя, скорбели о том, что издатели выставили на позорище наготу черновых набросков, и категорически утверждали, что литературный старовер Л. Толстой никогда не мог бы выпустить пьесу в 6 действиях и 12 картинах. «Конспект», «записная книжка», «набросок», «план» и так далее — эти слова пестрели в ста тьях и рецензиях. При внимательном чтении всех этих разноречивых и часто путаных оценок драмы Толстого невольно приходит на память меткая характеристика Лениным отношения буржуазной печати к Льву Толстому: «Посмотрите на оценку Толстого ли беральными газетами. Они отделываются теми пустыми казённо-либеральными, профессорскими фразами... за которые так бичевал Толстой — и справедливо бичевал — буржуазную науку»... Думается, что это ленинское высказы вание вполне можно отнести к оценкам либерально-буржуазной печатью драмы «Живой труп». Для нас также очень важен тот факт, что сам В. И. Ленин очень высоко оце нил драму Толстого. Впервые Ленин смотрел её в 1915 году в Берне. Н. К. Крупская рассказывает в своих воспоминаниях о том, что они редко (с Ильичём) посещали местный театр и, как правило, уходили с половины спек такля, настолько были пусты и бессодер жательны постановки. Пьесу же Толсто го Ленин смотрел с необычайным интересом до конца, был ею захвачен и остался очень доволен1. Ленинская оценка пьесы оказалась абсолютно вер ной. Вот уже более 40 лет драма Тол стого не сходит со сцен театров мира. При анализе драмы «Живой труп» мы ещё раз убеждаемся — в пьесе налицо два конфликта: один яркий, заметный для всех, конфликт ■— столкновение Фе ди Протасова с семьёй, его личная глу бокая драма, как бы заслоняющая всё остальное, другой — более скрытый, под водный, но не менее важный конфликт —• противоречие, столкновение Фёдора Про тасова с обществом, законом, всем общественным и социальным строем царской России. На протяжении всех шести актов обстановка складывается так, что первый конфликт постепенно сходит на нет, почти разрешается ухо дом и мнимым самоубийством Протасо ва, зато второй — столкновение с зако ном, государством, буржуазно-дворян ским обществом — трагически нарастает и, после позорной комедии суда, закан чивается гибелью героя. Первый кон фликт, таким образом, становится лишь ч а с т ь ю в т о р о г о . Отсюда вытекает неизбежный вывод, что невозможно, бесполезно решать лич ные, узкосемейные конфликты, когда не решено главное противоречие — между людьми и социальным строем. Как бы ни был порядочен и честен человек, ему не избежать столкновения с обществен ным строем, если этот строй порочен и преступен в своей основе. Резкая критика буржуазного порядка лежит в основе драмы «Живой труп». Больше того, пьеса явилась одним из наиболее последовательных критических произведений Толстого. Если в романе «Воскресение» Толстой з а с т а в и л Нехлюдова признать за истину своё уче ние и произвольно закончил роман вы держкой из евангелия, а князя Касатки^ 1 Ленин о. литературе. Госиздат, 1941 г., стр. 251.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2