Сибирские огни, 1953, № 5
несчастной женщине более «лёгким» на казанием — годичным тюремным за ключением. Толстой был крайне заинтересован всем услышанным и в своём дневнике 29 декабря 1897 года сделал запись: «вчера целый день складывалась драма- комедия «Труп». После этого следы новой задуманной пьесы как будто надолго теряются. По крайней мере нет свидетельств о работе Толстого над ней. И всё же можно с уверенностью предположить, что внут реннее, подспудное созревание замысла продолжалось. Вторым не менее важным побудитель ным моментом при возникновении пьесы явился просмотр Толстым 24 января 1900 года в Московском художественном театре пьесы Чехова «Дядя Ваня». Тол стому непонятна была чеховская психо логическая манера драматургического письма с кажущейся неподвижностью действия, будничными и беспомощными героями. Он был недоволен пьесой и сделал в дневнике запись: «Ездил смот реть «Дядю Ваню» и возмутился»1. Но вместе с тем ожило стремление вновь обратиться к драматической форме и по казать в ней по-своему тему семьи, со временную жизнь. Об этом говорит сле дующая фраза того же дневника: «Захо тел написать драму «Труп», набросал конспект»2. Таковы два широко известных глав ных отправных пункта в создании дра мы «Шивой труп». При детальном изучении истории воз никновения пьесы обращает на себя внимание запись Толстого в дневнике 9 февраля 1894 года, т. е. почти за три года до судебного процесса Гимеров. Запись была сделана следующая: «Ясно пришедшая в голову мысль о повести, в которой выставить бы двух человек: одного — распутного, запутавшегося, павшего до презрения только от добро ты, другого — внешне чистого, почтен ного, уважаемого от холодности, не любви»3. Н. Н. Гусев, приводя в «Ле тописи жизни и творчества Л. Н. Тол стого» эту запись, справедливо делает предположение о том, что «такие типы отчасти были выведены Толстым в дра ме «Живой труп» в лице с одной сторо ны Феди Протасова и с другой — Каре нина»4. До сих пор на эту важную дневнико вую запись Толстого не обращали внима ния, хотя зафиксированный в ней замы сел не отчасти, а полностью был реали зован в драме и под влиянием других, более важных жизненных мотивов зна чительно трансформировался. 1 Л. Н. Т о л с т о й. Поли. собр. соч., т. 54. М. 1935 г., стр. 10. 2 Там нее. 3 Там же. ♦ н. Г у с е в . Летопись жизни и творче ства Л. Н. Толстого, стр. 491. Созревание пьесы проходило медлен но, в течение нескольких лет, но самый процесс работы шёл быстро и энер гично. Как уже говорилось, последним толч ком для работы явился просмотр чехов ской пьесы 24 января 1900 года. Затем продолжается скрытая подготовительная работа, обдумывание новой пьесы до по ловины мая 1900 года, когда был напи сан первый, а потом второй акт драмы «Труп». (Дневник от 17 и 19 мая). Вновь следует перерыв в работе над пьесой до осени, и только отдельные за метки в записной книжке говорят о про должающемся творческом процессе. 7 августа Толстой пишет целую сцену, а между 8 и 21 августа «продолжает и доканчивает драму «Труп»: «недоволен ею совсем, хотя и многое исправилось». Чувство недовольства на этот раз было вызвано, вероятно, тем неожидан ным звучанием, которое начала приобре тать пьеса, всем своим существом опро вергающая учение о непротивлении и всепрощении. Записи в дневнике отчёт ливо говорят о противоречивых чув ствах, тревоживших Толстого во время работы над драмой. Так, 21 августа 1900 года он вновь отмечает: « П и с а л д р а м у и н е д о в о л е н ею. С о в с е м н е т с о з н а н и я , ч т о э т о д е л о б о ж е с к о е » (подчёркнуто мною. В. С.), и на другой день пишет: «переменил кое-что в драме и к луч шему, но ничто не привлекает в ра боте». В сентябре Толстой пытается писать драму, но она «не идёт». Вскоре Тол стой всё же начерно заканчивает пьесу, так что 11 октября 1900 года В. И. Не мирович-Данченко уже ведёт переговоры с Толстым о постановке её на сцене Художественного театра, но у Толстого «к ней охота прошла». Причин к охлаждению было много и главная уже называлась. Можно ука зать и на другую, не менее важную причину, по которой пьеса так и не ока залась опубликованной при жизни писа теля. Дело в том, что в газетах появи лось сообщение о новой драме Толстого, и это взволновало семью Гимеров. А. Б. Гольденвейзер в книге «Вблизи Толстого» передал по этому поводу рас сказ писателя: «ко мне приходил сын жены описываемого мной человека, а потом и он сам (Гимер). Сын от имени матери просил не опубликовывать дра му, так как ей это было бы тяжело, да и, кроме того, она боится, чтобы опять не вышло истории. Я, разумеется, обе щал. После беседы с ними я охладел к. этой работе». Несомненно, спокойствие людей для Толстого было дороже, чем авторское желание увидеть свою драму на сцене и в печати. Последний раз Толстой перечитал драму 30 сентября 1902 года и, что осо бенно важно, не внёс в неё никаких-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2