Сибирские огни, 1953, № 5

несчастной женщине более «лёгким» на­ казанием — годичным тюремным за­ ключением. Толстой был крайне заинтересован всем услышанным и в своём дневнике 29 декабря 1897 года сделал запись: «вчера целый день складывалась драма- комедия «Труп». После этого следы новой задуманной пьесы как будто надолго теряются. По крайней мере нет свидетельств о работе Толстого над ней. И всё же можно с уверенностью предположить, что внут­ реннее, подспудное созревание замысла продолжалось. Вторым не менее важным побудитель­ ным моментом при возникновении пьесы явился просмотр Толстым 24 января 1900 года в Московском художественном театре пьесы Чехова «Дядя Ваня». Тол­ стому непонятна была чеховская психо­ логическая манера драматургического письма с кажущейся неподвижностью действия, будничными и беспомощными героями. Он был недоволен пьесой и сделал в дневнике запись: «Ездил смот­ реть «Дядю Ваню» и возмутился»1. Но вместе с тем ожило стремление вновь обратиться к драматической форме и по­ казать в ней по-своему тему семьи, со­ временную жизнь. Об этом говорит сле­ дующая фраза того же дневника: «Захо­ тел написать драму «Труп», набросал конспект»2. Таковы два широко известных глав­ ных отправных пункта в создании дра­ мы «Шивой труп». При детальном изучении истории воз­ никновения пьесы обращает на себя внимание запись Толстого в дневнике 9 февраля 1894 года, т. е. почти за три года до судебного процесса Гимеров. Запись была сделана следующая: «Ясно пришедшая в голову мысль о повести, в которой выставить бы двух человек: одного — распутного, запутавшегося, павшего до презрения только от добро­ ты, другого — внешне чистого, почтен­ ного, уважаемого от холодности, не любви»3. Н. Н. Гусев, приводя в «Ле­ тописи жизни и творчества Л. Н. Тол­ стого» эту запись, справедливо делает предположение о том, что «такие типы отчасти были выведены Толстым в дра­ ме «Живой труп» в лице с одной сторо­ ны Феди Протасова и с другой — Каре­ нина»4. До сих пор на эту важную дневнико­ вую запись Толстого не обращали внима­ ния, хотя зафиксированный в ней замы­ сел не отчасти, а полностью был реали­ зован в драме и под влиянием других, более важных жизненных мотивов зна­ чительно трансформировался. 1 Л. Н. Т о л с т о й. Поли. собр. соч., т. 54. М. 1935 г., стр. 10. 2 Там нее. 3 Там же. ♦ н. Г у с е в . Летопись жизни и творче­ ства Л. Н. Толстого, стр. 491. Созревание пьесы проходило медлен­ но, в течение нескольких лет, но самый процесс работы шёл быстро и энер­ гично. Как уже говорилось, последним толч­ ком для работы явился просмотр чехов­ ской пьесы 24 января 1900 года. Затем продолжается скрытая подготовительная работа, обдумывание новой пьесы до по­ ловины мая 1900 года, когда был напи­ сан первый, а потом второй акт драмы «Труп». (Дневник от 17 и 19 мая). Вновь следует перерыв в работе над пьесой до осени, и только отдельные за­ метки в записной книжке говорят о про­ должающемся творческом процессе. 7 августа Толстой пишет целую сцену, а между 8 и 21 августа «продолжает и доканчивает драму «Труп»: «недоволен ею совсем, хотя и многое исправилось». Чувство недовольства на этот раз было вызвано, вероятно, тем неожидан­ ным звучанием, которое начала приобре­ тать пьеса, всем своим существом опро­ вергающая учение о непротивлении и всепрощении. Записи в дневнике отчёт­ ливо говорят о противоречивых чув­ ствах, тревоживших Толстого во время работы над драмой. Так, 21 августа 1900 года он вновь отмечает: « П и с а л д р а м у и н е д о в о л е н ею. С о в ­ с е м н е т с о з н а н и я , ч т о э т о д е л о б о ж е с к о е » (подчёркнуто мною. В. С.), и на другой день пишет: «переменил кое-что в драме и к луч­ шему, но ничто не привлекает в ра­ боте». В сентябре Толстой пытается писать драму, но она «не идёт». Вскоре Тол­ стой всё же начерно заканчивает пьесу, так что 11 октября 1900 года В. И. Не­ мирович-Данченко уже ведёт переговоры с Толстым о постановке её на сцене Художественного театра, но у Толстого «к ней охота прошла». Причин к охлаждению было много и главная уже называлась. Можно ука­ зать и на другую, не менее важную причину, по которой пьеса так и не ока­ залась опубликованной при жизни писа­ теля. Дело в том, что в газетах появи­ лось сообщение о новой драме Толстого, и это взволновало семью Гимеров. А. Б. Гольденвейзер в книге «Вблизи Толстого» передал по этому поводу рас­ сказ писателя: «ко мне приходил сын жены описываемого мной человека, а потом и он сам (Гимер). Сын от имени матери просил не опубликовывать дра­ му, так как ей это было бы тяжело, да и, кроме того, она боится, чтобы опять не вышло истории. Я, разумеется, обе­ щал. После беседы с ними я охладел к. этой работе». Несомненно, спокойствие людей для Толстого было дороже, чем авторское желание увидеть свою драму на сцене и в печати. Последний раз Толстой перечитал драму 30 сентября 1902 года и, что осо­ бенно важно, не внёс в неё никаких-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2