Сибирские огни, 1953, № 5
Лев Толстой показал страшную жизнь русской деревни, отданной после рефор мы 1861 года во власть ещё более же стокого и бессердечного хозяина — денег. Аким — невзрачный богобоязненный патриархальный мужичок — «голос Тол стого» — не мог изменить звучания пье сы. Своей проповедью он не предотвра тил преступлений Анисьи, Матрёны и Никиты. Было совершенно очевидно, что причина зла заключена не в моральных качествах отдельных крестьян, а в по рочном строе, обрёкшем деревню на ни щету, невежество, разврат и вымирание. Последовательное, без внешне занима тельной интриги и неожиданностей, раз витие сюжета, ясная, исчерпывающая обрисовка действующих лиц и их яркие речевые характеристики, умелый показ деталей быта — всё свидетельствовало с близости Толстого к драматургическо му письму Островского. При всём этом Толстой остался само стоятельным не только в выборе темы, но и в поисках путей максимально прав дивого изображения жизни на сцене. В основу драмы, как известно, был поло жен действительный факт из жизни рус ской деревни1. Толстой сумел обобщить, типизировать его и глубоко раскрыть перед читателями и зрителями внутрен ний мир, психологию русского крестьян ства. Вместе с тем драматург умело вво дит богатое звуковое оформление в пье су: раздаются звуки сверчка, песня за сценой и т. д. В этом Толстой шёл пу тём близким к тому, по которому пошёл в своей драматургии позднее Чехов, но, конечно, характер и смысл использова ния звукового оформления у него был иной. В целом пьеса заключала в себе зна чительные элементы религиозной пропо веди, а её 5-й акт представил своеобраз ный толстовский «святочный вечер» (как выразился бы Чернышевский) —апо феоз, торжество богобоязненного Акима. Однако обличительная сила драмы была так огромна, что перед нею померкла толстовская проповедь. Толстой, как всегда, оказался сильным в критике бе зобразий, уяшсов жизни и беспомощным в выборе средств для их устранения. Второе крупное и законченное драма тическое произведение Толстого — коме дия «Плоды просвещения» (1890 г.) — продолжало традиции сатиры Фонвизина, Грибоедова и Гоголя. В то же время ко медия особенно ярко отразила взгляд Толстого — идеолога патриархального крестьянства — на жизнь дворянства. Критика трутней-дворян в комедии про водилась с позиций трёх мужиков, ге роев пьесы. Она ясно прозвучала (даже в лакированной постановке Александрий ского театра) как сатира, злая насмешка над дворянскими пустоплясами.* * См. Н. К. Г у д з и й . Как работал Тол стой. Сов. писатель. 1936 г. Через психологию обобранных и за мордованных мужиков из Курской гу бернии, меткой и злой на слова кухар ки показана жизнь дворянского дома,, проходящая в обжорстве, флирте и изы скании способов убить время. Барин Звездинцев увлечён спиритиз мом — беседами с загробным миром, ба рыня помешана на поисках инфекции, великовозрастный оболтус сын «Вово» просаживает денежки на густопсовых собак, пустышка дочь Бетси мучительно решает проблему: как ей оголиться (сде лать декольте) ровно настолько, чтобы не перейти рамок приличия. И вся эта орава бездельников владеет землёй и по тому сидит на шее мужика, у которого земли так мало, что и курицу выпустить некуда. Смех — оружие пьесы. Самыми умны ми людьми в пьесе выступают крестья не, слуги. Толстой как будто отказы вается от морализирования, и только- покорность, смирение мужиков говорят за то, что это толстовские мужики, спо собные всё снести и претерпеть. Но зато- какими дерзкими, протестующими пока зана кухарка, кучер и старый повар, вы гнанный после долголетней службы на улицу. Блестящее сатирическое разоблачение дворянского паразитизма сделало коме дию Толстого «Плоды просвещения» одним из самых выдающихся произведе ний мировой драматургии. II К созданию третьего драматического произведения, получившего такое же всеобщее признание, Толстой приступил, имея большой опыт драматурга. Пьеса, созревание которой длилось несколько лет, отразила в себе слож ные и противоречивые переживания Толстого, его неустанные поиски спосо бов уничтожения окружающего зла и беспощадную критику институтов само державно-бюрократического строя: суда» церкви, буржуазных семейных отноше ний. По установившейся традиции принято считать, что замысел драмы «Живой труп» возник в декабре 1897 года, когда Толстой узнал от председателя Москов ского окружного суда Давыдова о судеб ном процессе опустившегося до бродяж ничества Николая Самуиловича Гимера,. обвинённого в симуляции самоубийства, и его жены Екатерины Павловны Гимер, привлечённой к суду за двоемужество. Дело Гимеров закончилось «законным» и потому нелепым приговором: растор жением нового брака, за которым долж на была последовать ссылка законных супругов на поселение в Енисейскую гу бернию. Только вмешательство А. Ф. Кони и других влиятельных лиц, близ ких Толстому, помогло заменить ссылку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2