Сибирские огни, 1953, № 5
тургу своеобразной подготовкой для соз дания большой антинигилистической ко медии «Заражённое семейство» (1 8 6 3— 64 гг.). Комедия искажённо отразила в себе знаменитую полемику между «отца ми и детьми». Остриё комедии было на правлено против так называемых «ниги листов», новых людей, героев романа Чернышевского «Что делать?». Комедия явно была построена как памфлет. До сталось в ней «отцам», но особенно не справедлив Толстой оказался к «детям» — новым людям, резко шаржируя их облик. Ложная идея, направление пьесы вызвало неудачу первого большого и значительного произведения Толстого. Комедию отверг и раскритиковал Ост ровский, а вскоре и сам Толстой понял, что она явно не удалась. Та же участь постигла написанного позднее «Нигилиста», а потом все нраво учительные, религиозные народные дра мы Толстого, начиная с незавершённого «Петра хлебника» и кончая вполне за конченным произведением «Проезжий и крестьянин». И т о л ь к о т р и п ь е с ы Т о л с т о г о — « В л а с т ь т ь мы» , « П л о д ы п р о с в е щ е н и я » , « Ж и в о й т р у п » , о т м е ч е н н ы е в ы с о к и м п а ф о с о м к р и т и к и с у щ е с т в у ю щ е г о ■ с т р о я и б о л ь ш и м х у д о ж е с т в е н н ы м м а с т е р с т в о м , п о л у ч и л и д о л г у ю и п л о д о т в о р н у ю ж и з н ь н а с ц е н а х т е а т р о в м и р а . Пьесы Толстого, затем Чехова и Горького определили развитие передовой русской драматургии конца 19-го и на чала 20-го столетия. Несмотря на всё различие этих художников, именно им удалось отстоять лучшие традиции реа листического письма Грибоедова, Гоголя, Островского от мутного потока натура лизма и декадентства, хлынувшего на сцены русских театров. 80-е и 90-е годы прошлого столетия явились особенно тяжёлым периодом в истории русского театра и драматургии. Даже авторитет и влияние А. Н. Остров ского не могли изменить того порочного направления, которое получила русская сцена. Островский характеризовал нача ло 80-х годов русского театра так: «Дирекция... совершенно игнорировала русских драматических писателей и тре бовала только полных сборов... По вос кресным дням и в праздники давались почти исключительно никому ненужные и неинтересные пьесы навязанного пере водного репертуара»1. Аристократическая и чиновная вер хушки торжествовали по поводу изгна ния со сцен героев Островского в овчин ных полушубках. После смерти велико го драматурга обстановка стала ещё 1 А. Н. О с т р о в с к и й . «Заметки о при чинах упадка драматургического театра в Москве» в кн. А. Н. Островский о Театре. М. Л. 1947 г., стр. 104. хуже. Скороспелые поделки драмоделов типа Шпажинского, Модеста Чайков ского, Виктора Крылова заполнили сце ны театров. Это были или собственные, наскоро состряпанные произведения на альковную тему, или перекроённые про изведения иностранных авторов. Знаме нитый треугольник: «он», «она» и «тре тий» — стали тем фундаментом, на ко тором строилась почти каждая пьеса. В угоду вкусам «избранной публики» переделывались произведения не только иностранных авторов, но и отечествен ных. Так, Виктор Крылов ловко приче сал для Александрийского театра «Ме сяц в деревне» Тургенева, сведя всё со держание пьесы к лёгонькой мещанской семейной драме. Молодой Чехов в 1882 году с болью писал о состоянии русского театра: «Ни кто так сильно не нуждается в освеже нии, как наша сцена... Атмосфера свин цовая, гнетущая. Аршинная пыль, ту ман и скука. Ходишь в театр, честное слово, только потому, что некуда ходить больше. Смотришь на сцену, зеваешь, да потихоньку бранишься»1. В одном из писем 1883 года Чехов, подобно Островскому, негодовал против казённого, тлетворного направления со временного театра: «Театр не портер ная и не татарский ресторан, а раз вне сён в него портерный или кулачнический элемент, не сдобровать ему, как не сдоб- ровать университету, от которого пахнет казармой»2. И потому Чехов от души приветствовал «тех фанатиков-мучени- ков, которые пытаются сделать из него что-нибудь нужное и безвредное»3. После этих кратких характеристик русского театра и драматургии конца 19-го века становится ясным, почему по рой так не любил современный театр Л. Толстой. Он критиковал его со своих позиций и стремился сделать его не только безвредным, не растлевающим, но и полезным народу. Заслуга Толстого в том и состоит, что в эпоху драматургического безвременья он сумел своим огромным авторитетом писателя и драматурга отстоять принци пы реализма в русской драматургии. Первая значительная пьеса Толсто го — «Власть тьмы» (1886 г.) несла в себе следы несомненного влияния Островского. Толстой показал обширное «тёмное царство» крестьянской жизни. Впервые на русской сцене появились не разукрашенные чистенькие пейзане, а настоящий русский крестьянин, изуро дованный столетиями крепостного гнёта. 1 А. П. Ч е х о в . Гамлет на пушкинской сцене. Полное соб. соч., т. I, стр. 490. 2 А. П. Ч е х о в . Письмо к А. Канаеву, 26 марта 1883 г. Т. XIII, стр. 53. 3 А. И. Ч е х о в . Письмо к И. Л. Леонтье ву (Щеглову), 11 ноября 1889 г. Т. XIV, стр. 228.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2