Сибирские огни, 1953, № 5

1 2 5 - л е т и е с о д н я р о .П. Н . Т о л с т о г о В . С А М О Й Л О В Толстой-драматург I В течение своей очень долгой и не­ обычайно напряжённой творческой жиз­ ни Л. Н. Толстой не раз обращался к драматической форме, справедливо счи­ тая её наиболее действенной и понятной широким массам. Им было разработано более шестнадцати драматургических сю­ жетов, часть из которых получила окон­ чательное завершение. Сегодня невозможно правильно пред­ ставить творческий путь великого ху­ дожника без учёта его драматических произведений, как нельзя понять разви­ тие русской драмы без включения в её историю «Власти тьмы», «Плодов про­ свещения» и «Живого трупа». Драматургия Толстого является орга­ нической частью творчества писателя, воплотившей в себе основные черты его сложного и противоречивого облика. В драматургической практике Толстой остался верен своему жизненному и творческому принципу: усвой то, что было создано до тебя, иди дальше. Дра­ ма «Власть тьмы» была написана в тра­ дициях неизменного любимца Толстого А. Н. Островского, комедия «Плоды просвещения» говорит о несомненной близости к сатире Фонвизина, Грибоедо­ ва и Гоголя, а последняя драма — «Жи­ вой труп» явилась, безусловно, новатор­ ским произведением, в котором писа­ тель, подобно своим великим современ­ никам Чехову и Горькому, стал искать новые драматургические приёмы для раскрытия острых социальных вопросов жизни. Но, к сожалению, драматургия Тол­ стого остаётся наименее изученной об­ ластью творчества писателя. Особенно же «не повезло» драме «Живой труп». Пьеса до сих пор является наименее исследованным произведением в наслед­ стве великого художника слова. Это тем более странно, что советские литературо­ веды и критики почти единодушно при­ знали эту пьесу одним из самых выдаю­ щихся драматических произведений Тол­ стого. Правда, иногда ещё встречается неко­ торая недооценка значительности произ­ ведения, но более чем сорокалетняя жизнь пьесы на сценах отечественных и зарубежных театров как нельзя лучше опровергает подобные утверждения. Интерес к театру появился у Толсто­ го с юношеских лет. Ещё во время пре­ бывания в Казанском университете он с наслаждением смотрел гоголевского «Ревизора» при участии знаменитого Мартынова. Насколько сильной и про­ должительной оказалась тяга к театру у Толстого, можно судить по его дневни­ ковой записи 15 мая 1856 года: «никог­ да, никогда нога моя не будет в публич­ ном месте, кроме концерта и театра». Любовь к театру у Толстого была ак­ тивной. С первых лет литературной дея­ тельности его не оставляет желание по­ пробовать силы в драматургии. 15 июля 1854 года он записывает в дневнике: «я начинаю понимать драму вообще... доволен этим как средством, дающим мне новое поэтическое наслаж­ дение». Одновременно определяются драма­ тургические симпатии Толстого. Неиз­ менной любовью начинает пользоваться А. Н. Островский. Комедии: «Свои лю­ ди, сочтёмся», «Доходное место» и осо­ бенно «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется...» были теми пьеса­ ми, которые особенно нравились Тол­ стому. Толстой ратовал за народный театр, народную драму. Он постепенно шёл к выводу, что «одна из частей искусства едва ли не самая влиятельная есть драма». В первых, незавершённых драматур­ гических опытах Толстой хотел показать пустоту, разврат и разложение аристо­ кратического общества. Об этом свиде­ тельствуют сохранившиеся наброски ко­ медий «Дворянское семейство», «Прак­ тичный человек», «Свободная любовь» и «Дядюшкино благославление» (1856 год). С другой стороны, Толстой в этих же произведениях хотел выступить про­ тив новых идей эмансипации женщины, считая их ложными. Эта вторая сторона комедийных набросков послужила драма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2