Сибирские огни, 1953, № 5
1 2 5 - л е т и е с о д н я р о .П. Н . Т о л с т о г о В . С А М О Й Л О В Толстой-драматург I В течение своей очень долгой и не обычайно напряжённой творческой жиз ни Л. Н. Толстой не раз обращался к драматической форме, справедливо счи тая её наиболее действенной и понятной широким массам. Им было разработано более шестнадцати драматургических сю жетов, часть из которых получила окон чательное завершение. Сегодня невозможно правильно пред ставить творческий путь великого ху дожника без учёта его драматических произведений, как нельзя понять разви тие русской драмы без включения в её историю «Власти тьмы», «Плодов про свещения» и «Живого трупа». Драматургия Толстого является орга нической частью творчества писателя, воплотившей в себе основные черты его сложного и противоречивого облика. В драматургической практике Толстой остался верен своему жизненному и творческому принципу: усвой то, что было создано до тебя, иди дальше. Дра ма «Власть тьмы» была написана в тра дициях неизменного любимца Толстого А. Н. Островского, комедия «Плоды просвещения» говорит о несомненной близости к сатире Фонвизина, Грибоедо ва и Гоголя, а последняя драма — «Жи вой труп» явилась, безусловно, новатор ским произведением, в котором писа тель, подобно своим великим современ никам Чехову и Горькому, стал искать новые драматургические приёмы для раскрытия острых социальных вопросов жизни. Но, к сожалению, драматургия Тол стого остаётся наименее изученной об ластью творчества писателя. Особенно же «не повезло» драме «Живой труп». Пьеса до сих пор является наименее исследованным произведением в наслед стве великого художника слова. Это тем более странно, что советские литературо веды и критики почти единодушно при знали эту пьесу одним из самых выдаю щихся драматических произведений Тол стого. Правда, иногда ещё встречается неко торая недооценка значительности произ ведения, но более чем сорокалетняя жизнь пьесы на сценах отечественных и зарубежных театров как нельзя лучше опровергает подобные утверждения. Интерес к театру появился у Толсто го с юношеских лет. Ещё во время пре бывания в Казанском университете он с наслаждением смотрел гоголевского «Ревизора» при участии знаменитого Мартынова. Насколько сильной и про должительной оказалась тяга к театру у Толстого, можно судить по его дневни ковой записи 15 мая 1856 года: «никог да, никогда нога моя не будет в публич ном месте, кроме концерта и театра». Любовь к театру у Толстого была ак тивной. С первых лет литературной дея тельности его не оставляет желание по пробовать силы в драматургии. 15 июля 1854 года он записывает в дневнике: «я начинаю понимать драму вообще... доволен этим как средством, дающим мне новое поэтическое наслаж дение». Одновременно определяются драма тургические симпатии Толстого. Неиз менной любовью начинает пользоваться А. Н. Островский. Комедии: «Свои лю ди, сочтёмся», «Доходное место» и осо бенно «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется...» были теми пьеса ми, которые особенно нравились Тол стому. Толстой ратовал за народный театр, народную драму. Он постепенно шёл к выводу, что «одна из частей искусства едва ли не самая влиятельная есть драма». В первых, незавершённых драматур гических опытах Толстой хотел показать пустоту, разврат и разложение аристо кратического общества. Об этом свиде тельствуют сохранившиеся наброски ко медий «Дворянское семейство», «Прак тичный человек», «Свободная любовь» и «Дядюшкино благославление» (1856 год). С другой стороны, Толстой в этих же произведениях хотел выступить про тив новых идей эмансипации женщины, считая их ложными. Эта вторая сторона комедийных набросков послужила драма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2