Сибирские огни, 1953, № 4
неубедительный , надуманный , никак не обрисованный образ героя , лиш ённый х ар ак тера , лиш ённый индивидуальны х черт — в с ё . это вместе предопределило неудачу р а с ск а за «Товарищ Савостин» . В р а с ск а зе «П артийная лин и я» г л а в ны е действующие лица обрисованы бо л ее детально , но , дочиты вая р асск а з , понимаешь, что у зн ал о них очень мало. А между тем , в судьб е персонаж ей происходят в аж ны е события , которы е сами по себе н е могут не волновать чи т ателя и дают возможность автору р аскры ть внутренний мир его героев . И ван Ф ёдорович Водомеров в о звр а щ ается после войны в родной колхоз. Он участвовал во многих боях, пережил гибель многих товарищ ей , и в том числе — гибель своего др у г а и односельчанина И льи Бы кова . В ернувш егося Водомерова и збираю т партийным руководителем . Он присмат ри вается к людям , возмуж авш им и по в зрослевш им , узнаёт , что ж ена Бы ков а , У стинья Степановна, после гибели муж а вступила в партию . Когда нужно выде лить 'коммуниста д л я работы на конном дворе , где работа особенно запущ ена , •выборв п адает на неё. Устинья Степанов н а с честью выполнила поручение . Вот сюж етная канва р ассказа . Но снова автор неполно, односторон не обрисовал своих героев. Кое-где чув ствую тся попытки сд ел ать образы яр кими, живыми . Вот Бы ков а объясняет Водомерову , почему он а чуж дается его. «Н епривычно мне видеть тебя одного... Бы вало -то ты ... с И льёй .друг без друга ш агу не ступите ... умом всё понимаю, а с сердцем совладать не могу. Увижу тебя , и чудится мне он ж ивым ... П ригля ж усь , прислуш аю сь ... нет, не идёт ... И з виняй меня , В аня , з а глупость мою ба бью ...» Н е вы зы вает сомнения, что это — мы сли и чувства ж и в о г о , к о н к р е т н о г о человека . К сож алению , во всём рас ск а зе по добных штрихов, помогающих понять х ар ак тер персонаж ей , почти нет. В зяв в основу сюж ета острую , интересную ситуацию , автор не по заботился о со з дании хар актеров . Автор подробно р а с ск а зы вает , как Б ы к о в а требует скребницу , щ ётки , не доуздки , мыло , мешковину и т. п., какие сельскохо зяйственны е книги читает она, к ак оборудованы конюшни. Слов нет, обо всём можно р а сск а зать , но никак н е л ь з я подменить этим перечнем р ас ск а з о душ е живого человека . Ведь пш сатель — прежде всего инж енер челове ческих душ . Оттого, что х ар ак т еры героев этого р а с с к а з а неубедительны , тема остаётся н ераскры той , н азвани е р а с с к а з а не под креплено его содерж анием и зиж дется толцко на словах Водомерова , которы е он мысленно говорит Быковой : «В л е зай глубж е в -новое дело , ор гани зуй вокруг себя людей, смотри в п ер ёд — это и есть п артййная линия» . Так д е к л ар ац и я подменяет собой изо бр аж ени е людей и событий . Вот р а с с к а з «Смоленский гость». Д е мобили зовавш ись после р ан ени я , Ефим ДемйДков н апр авил ся в сибирское кол хо зн о е село . Зд е с ь он ж ени л ся н а Н а ста сь е П оярковой и вместе с нею пос л е освобождения Смоленщ ины у е зж а е т в свою родную д еревню . Сибиряки на путствуют Ефим а и Н астасью добрыми пож еланиями и п ро сят их отвезти подар ки в р а зруш ен ны й ф аш истами колхоз. Автор поставил благородную цель — пока зать единство советского н арода , друж бу , чувство к о л лек ти ви зм а совет ских людей . Однако поставленную пер ед собой з а дачу Г. М арков н е сум ел реш и ть — чи т ател ь начинает н едоум евать с первой страницы , и это недоум ение всё в о зр а стает. Почему Демидов вы бр ал именно кол хоз «К р а сны е зори» в Сибири , где он никогда не был , гд е никого не зн ал ? Т ак нужно было д л я сю ж е т а ,— мож ет ответить авто-p, потому что другой моти вировки в р а с с к а з е нет. Почему , собр авш и сь у е зж а т ь в Смо ленщ ину вместе с муж ем , Н а с т а сья го ворит на колхозном собрании : — Н е хо тела я сегодня про это гово рить, да вижу: нет у м еня от вас тай н . У езж аю я с Ефимом , а тол ько не на всегда . Подмогнём там , в р а зорён ны х к р аях , от немца р аны з ал ечи т ь и обр ат но. Да не одни! В есь колхо з за собой потащим . Р а з в е е с ть где-нибудь земли богаче сибирских? И аплодисменты присутствующ их на, собрании , и позиция ав тор а не о ставля ют сомнений: Г. М арков счи тает всё ск а зан но е Н астасьей правил ьным . А меж ду тем , тут что ни ф р а з а , то несооб разность . Н астасья , а вместе с н ей , очевидно,, и Ефим решили помочь поставить р а зо рённый колхо з на ноги, а затем «пота щить» e-го в Сибирь. Не прощ е ли с р а зу пригласить к с еб е см ол ьч ан? З ач ем в осстанавливать хо зяйство д л я того, чтобы потом его броси ть и вновь со зд а вать на новом месте? И р а зв е богатство сибирских зем ел ь , никем не оспариваемое , я в л я е т с я пово дом дл я того, чтобы всем , покидая род ные места, ех ать в Сибирь? Т ак сам сюжет , вы зы вающ ий закон ное недоверие читателя , губит р а с ск а з . Если к этому прибавить схематизм , примитивность обра зов , а подчас и от сутствие логики , то станет ясным , что опытный , тал антли вы й писатель поторо пился опубликовать худож ественно н е зр елы й , беспомощный р асск а з . Н есколько слов о других р асск а зах . Вот р а с ск а з «М естная возмож ность» . Т ем а выбрана н уж н ая — писатель гово рит о необходимости и споль зовать м ест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2