Сибирские огни, 1953, № 4

в и л а с ь на выполнение первого ответ­ ственного зад ани я ...» У В алерки есть хорош ая ч ер т а — он умеет честно, по-пионерски, признавать свои ошибки и находит силы и справлять их. «Учёный секретарь» нечаянно оста­ вил з а щитком плоскогубцы и забы л об этом. Когда включили ток в сеть — про­ изошло замы кание . Чтобы выгородить р ебят перед взрослыми , вину на себя бер ёт Костя. В ал ерка пылко во зм ущ ает ­ с я Костиным «вредительским» поступ­ ком, не подозревая , что виновником я в ­ л яется он сам. Однако В алерка , вспом­ нив о забы ты х им плоскогубцах, по- честному р асск а зы в а е т всю правду . Убедительно показан в книге образ Кости П еревалова . Очень гордый и са­ молюбивый мальчик вначале болезненно переживает успех Славика . Косте труд ­ но примириться с мыслью , что кто-то из ребят р азбир ается в электротехнике луч­ ше, чем он. Обидело Костю и то, что товарищ и так легко поверили в историю с плоскогубцами. С горяча он принимает реш ение уехать из города, но потом осо­ знаёт свою неправоту и остаётся. М енее удачны образы Ж ени Дымова и братьев Семёновых. Автору не удалось найти индивидуальных чёрточек , кото­ ры е бы помогли читателю отметить и запомнить их. Совсем бледными и неубедительными вы гл яд ят в повести в зрослы е : инженер Б едар ев , директор школы И лья Нико­ лаевич Дорогин и другие. Их влияние на детей почти не ощ ущ ается . Все они на ­ ходятся где-то на втором плане. Это зн а ­ чительно обедняет книгу. Я зы к повести М. Михеева — ясен и точен. Автор не загромож дает повество­ вание длинными описаниями , стремится к предельной простоте и злож ения . Нет сомнения , что юные читатели прочтут книгу с интересом и пользой д л я себя. О. П утимцева . „ТВОИ РОВЕСНИКИ» Стихи М арка Сергеева , собранны е в книге «Твои ров есни ки»1 адресованы де­ тям среднего во зраста — пионерам . Ц ель автора — поэтически р асск а зать о жизни советского ш кольни ка и его ровесниках в капиталистических странах . Одиннадцатилетний японский мальчик Ито Мусодиро, рабочий табачной ф абри ­ ки, умирает от чахотки («Против поджи­ гателей войны»); полуголодный ребёнок из ш тата Мичиган просит у доброго де­ д а М ороза только одного подарка — р а ­ боты своему отцу («Письмо»); о торгов­ л е детьми в Японии и Америке р а с ск а ­ зы вается в стихотворении «Мой друг , ты родился в России» . 1 М а р к С е р г е е в . «Твои ровесники». Иркутское областное государственное изда­ тельство. 1952. Редактор Н. Соколова. Свободны и счастливы советские дети. И ная у них жизнь , ины е мечты и радо ­ сти. Они учатся , отдыхают, закаляю т себя , готовятся к плодотворной творче­ ской трудовой деятельности . Им главным образом и посвящ ена кни га М. С ерге­ ева. Такое сопоставление двух миров — со­ циалистического и капиталистического — свидетельствует о том, что автор стре ­ мился сделать свою книгу цельной , пуб­ лицистически заострённой , страстной. И, р а зум ее тся , т а к а я зад ач а , поставленная перед собой поэтом , заслуж ив ает одоб­ рения . В книге есть о тдельны е вы р а зи тел ь ­ ные стихи и строки («Диктор» , строфы из стихотворений «З в е здоч ё т» , «П амят­ ник» , «С ерёжкин год»), но в целом в этой небольшой книге немало р а зли ч ­ ных погрешностей . Хороший замы сел не был в должной м ер е реали зован по­ этом. Р а с ск а зы в ая о советских детях , автор более м орализует , чем со зд аёт их обра­ зы . В стихотворении «С ерёж кин год» есть в ерн а я мысль: «Учёбе — день , заб а ­ в ам — час» , но С ергей зд есь лиш ь не­ кий «он» , легкомы сленны й , недисципли­ нированный ученик вообщ е , его н ево з­ можно представить более или менее конкретно: он «и грал в хоккей» , он «ш вы рял снежки» , он «и грал в футбол» . Каков ж е он? Что ж е остаётся в стихо­ творении, кроме дидактизма? П равда , остаются хорошие строфы : Зато, когда июнь настал И, сдав экзамены весной, В футбол на улицё играл Не пятый «Б » , а «Б » шестой. Когда мальчишки-сорванцы Пускали змея в небеса, Когда заядлые пловцы Купались в день по три часа, Пришлось Серёже и т. п. Но это уж е не спасёт произведения , так как в нём отсутствует , никак не живёт главный его герой. В стихотворениях «Поход» , «Письмо» , «Против поджигателей войны» поэт, прежде всего, стремится р а зъ я сн и т ь свою мысль, уточнить её, а не нарисовать яс ­ ную картину , обн аруж ив ая тем самым недоверие к уму и чувствам своих чита­ телей. В ероятно от этого стихи М. С ер ­ геева преимущ ественно риторичны и хо­ лодны. Д аж е в тех стихах , где обр а з героя обрисован с больш ей полнотой, поэт не доводит свою работу до конца. Стихотво­ рение «Зв е здоч ёт» начинается живо и интересно. Во дворе у нас живёт Мальчик Вова-звездочёт, Все планеты и кометы Знает он наперечёт. Но дал ее идут прозаические трудные строки:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2