Сибирские огни, 1953, № 4

дававший рукописные газеты и ж урналы , математик уездного училищ а Д. П. Д авы ­ дов, автор песни «Славное море — свящ енный Б ай к ал » . Широко распро ­ с тр ан ял ась в народе молва о декабри ­ стах . Особенно доброй славой пользо­ в а л с я Николай Б естуж ев , которого зн ала и любила в ся беднота П етровского з а ­ вода. В рец ензи ях на р ан е е опубликованные в альм ан ахе «Б ай к ал » (вып. 3 , 1950 ) от­ ры вки из повести Ч. Цыдендамбаева у к а зы в ало сь на обилие исторических ошибок, грубых анахронизмов и несооб­ разностей , касающ ихся пребы вания де­ кабристов в Сибири, творчества Пушкина и других фактов . Т еперь дл я отдельного издания автор не , мало потрудился над повестью . И з ­ вестны е уж е читателю отрывки з а з в у ч а ­ ли по-новому, содерж ание стало богаче, типы — вы р ази тельнее . Зам етно улуч ­ ш ился я зы к , освободившийся от н еудач­ ных оборотов и лишней , не вы званной необходимостью национальной термино­ логии. И счезли и ук а зан ны е критикой исторические ошибки. И всё же автор и на этот р а з не и збеж ал досадных погреш ­ ностей. Не могла , р а зум ее тся , рукопис­ н ая ск а зк а Пушкина о Б а л д е пройти з а год путь до Петровского завода , да ещ ё попасть в библиотеку кяхтинского учили ­ щ а с датой 1832 года. Неправдоподобно и объяснение библиотекаря школьникам о запретности этого произведения . Т а ­ ким ж е неудачным историческим см ещ е ­ нием я вл я е т ся и разговор учителей в да ­ цане о статье Белинского «Л итератур ­ ные м ечтания» , напечатанной осенью 18 3 4 г. в Москве, а летом того ж е года очутивш ейся в Заб айкал ье . Повесть «Доржи , сын Б ан з а р а » — творческий успех Чимита Цыдендамбае­ ва. Но это лиш ь начало обширной трилогии о ж изни зам ечательного бурят- монгольского учёного. В дальнейш ей р а ­ боте, где писателю придётся соприкос­ нуться с гораздо более сложной истори­ ческой обстановкой, необходимо ещ ё бо­ л е е строгое сочетание художественной правды с правдой исторической . М . Сергеев. „ к л у б i« ;»T ” Имя М ихаила М ихеева уж е знакомо чи тателям по стихотворной ска зке «Л ес ­ ная м астер ская» , выш едш ей два года то­ му назад . Н овая книга п и с а тел я1 р а с ­ ск а зы в а е т о советских ш кольниках , о их любознательности и см екалке , об их «ум елы х руках» . Сейчас, когда проблеме политехниче­ ского обучения школьников уделяется большое внимание , появление книги 1 М и х а и л М и х е е в . «К луб ЮЭТ». 'Новосибирское книжное издательство, 1953. Редактор Н. Малюкова. М. Михеева особенно своевременно. Содержание повести несложно . В не­ большой сибирский городок на строитель­ ство завода сельскохозяйственных машин приезж ает инж енер Б едар ев со своим сыном Славиком . После шумного Ново­ сибирска мальчику показалось здесь- скучно. Но вскоре Славик убедился , что и в этом маленьком городе кипит жизнь. У него появляю тся новые дру зья , такие ж е , как он, страстные любители электро ­ техники . И вместе они решают органи зо ­ вать клуб ЮЭТ (юных электротехников). С интересом читаются страницы кни­ ги, рассказы вающ ие об истории созда­ ния клуба . Пионеры ставят перед собой благородную цель: они хотят помочь в зрослым , занятым на строительстве з а ­ вода , и своими силами провести электро ­ проводку в новое здание школы, где должны учиться . Д л я этого мало одного ж елания : нужны знания и умение. Под руководством старших они зн ако ­ мятся с техникой монтажа , сдают успеш ­ но экзам ены и получают, наконец , право самостоятельно вести электропроводку . Автор живо и заним ательно знакомит юных читателей с началами электротех ­ ники. Р ебя там приходится работать в труд ­ ных условиях . В школе, где они монти­ руют электропроводку , уж е всё подготов­ лено к новому учебному году: классы блестят свежей покраской , стены выбе­ лены . Работать нужно очень осторожно, чтобы не испортить стен и не поцарапать пол. Д ело не всегда идёт гладко . Но юные электротехники с честью справ ­ ляю тся с поставленной задачей . Дове­ ренное им дело они выполняют в срок и хорошо. В процессе работы растёт и крепнет меж ду пионерами настоящ ая дружба . А втору хорошо удались образы ма­ леньких героев книги. Это по-настоящему живые , наделённы е своими, особенными чертами х ар ак тера люди. Запоминается читателю образ «прези ­ дента» клуба С лавика Б ед ар е в а — серьёзного , вдумчивого м альчика , увле ­ чённого своим любимым делом , в зы ск а ­ тельного к себе и своим товарищ ам , в е р ­ ного в дружбе. Несомненной удачей писателя я вл я е т ­ ся образ «учёного секр етаря» Валерки Семипалатинского . З а всеми его дей­ ствиями следиш ь с живейшим интересом. Бы стры й на всякого рода реш ения , под­ вижный , к ак ртуть, В ал ерка всегда ку ­ да-то спешит. Когда товарищи поручают ем у подвеску плафонов, они справедли ­ во опасаются з а их сохранность. «Учё­ ный секретарь» любит обставлять всякое дело торжественно . Т ак , начиная работу в школе , В ал ерка не забы в ает произне­ сти пышную речь : «Сегодня , 21 июля , клуб ЮЭТ приступил к монтажу про­ водки в школе имени Горького. Эта исто­ рическая дата будет записана в протоко­ л ах клуба . В десять часов тридцать пять минут... бригада Евгения Дымова отпра­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2