Сибирские огни, 1953, № 4
К н и ж н а я п о л к а „ДОРЖИ , СЫН ВАНЗАРА» Биограф ич еская повесть Чимита Цы- .дендамбаева! посвящ ена первому учё ному бурятского народа Доржи Б ан заро - а у ( 1 8 2 3— 1855). Автор ограничился первым этапом его ж и зн и — детством и пребыванием в на чальной школе , до о тъ езда в К а зан ь в гимназию . В центре повествования — далёкий улус Ичетуй, родные и соседи, ребята-сверстники Доржи . Н а фоне свое образной природы З аб ай к ал ья встаёт пе ред читателем беспросветная бсизнь бу рятского н арода в условиях царизм а . Одна за другой сменяются картины бес прерывного труда и вечной нужды з а кабалённы х богачами бедняков. Едва ли не лучшие, самы е сильны е страницы рисуют частое в прошлом бедствие от весенней бескормицы скота. В это страш ное вр ем я особенно обнаж алась алчность и жестокость богачей и ярко проявл я лась исконная традиция взаимопомощи трудового люда. Всё чащ е и чащ е просы палось у него сознание социальной не справедливости и чувство ненависти к угнетавшим его тунеядцам . Правдиво изображ ена стихийная вспыш ка народ ного гнева у амбаров с казённой мукой, предназначенной на случай голода и р а з ворованной зайсаном . Не мало и других превосходно напи санны х картин : скачек на Сарабдынской равнине , ж ертвопринош ения — тайлагон на горе Б аян Зурх эн , священного пра зд ника в дацане ... В повести много сказок , песен-импро визаций , изречений , загадок , пословиц, выраж ающ их мудрость и сметливость на рода , его социальные в згляды и устрем ления . Р азнообразны й ф ольклор не п ере груж ает произведения , он входит совер шенно естественно в р а сск а з и усилива ет его живописность и национальный колорит. Вместе с тем писатель хорошо показывает выдающую ся роль устного творч ества в духовной жизни бесписьмен 1 Ч и м и т Ц ы д е н д а м б а е в . «Доржи, сын Банзара». Авториз. пер. с бур.-монг. Мих. Степанова. Иркут, обл. изд. 1952, ного народа , особенно в воспитании мо лодого поколения . Удачны и правдивы типы людей из народа: зам уч енная Анюхан , мать Дор жи хлопотунья Цоли, неунывающий бед няк Эрдэмтэ... Особенно хороши мудрые старики — ск а зи тель Борхонок и стран ник Хэшэгтэ, несущ ие н ароду свободолю бивые мысли и любовь к хорошим ру с ским людям . Н еубедительным о к а з а л с я образ отца Доржи. Попытки п исателя найти ключ к правдивому показу этого сложного человека не ув енч ались успехом. И х ар ак терн ая беседа с Б ан заром старика Хэшэгтэ, и разговоры о нём ребят , и совсем уж н еудачная сух ая р ем ар к а о путях его « к ар ь еры » , и р а зли чны е недо молвки и намёки — отнюдь не р а зъ я с н я ют, а лиш ь затум аниваю т его облик. В такой среде прошло р аннее детство Доржи . Автор хорошо по ка з ал рост жи вого, способного и впечатлительного мальчика , его пы тливость и лю бо знатель ность, старание усвоить русскую р ечь и грамоту . Мы видим , к ак рож дались у Доржи и сталкивались со старыми но вы е мысли , как прелом л яли сь в его со з нании социальны е контрасты , к ак он стремился учи ться и бы ть полезным род ному народу . К сож алению , образ Доржи всё-таки не з ан ял должного места в про изведении . У вл екая сь картинами жизни улуса , писатель т еря ет порою нить по вествования и вводит много лишних опи саний, событий, людей. Д оржи отступа е т на задний план , тер я е тся среди дру гих персонажей . От этого пострадали и биографический замы с ел ав тора и ком позиция произведения . Тепло р а с ск а зы в а е т автор о дружбе бурят с русскими , о той культурной по мощи, которую ок а зы в али «русские доб ры е люди» отсталым аратам . От зем ле роба волж анина жители Ичетуя у зн али новые рем ёсла , зем л ед елие и кул ь тур ный домашний обиход. П ередовы е ин теллигенты К яхты были подлинными просветителями бурят . Писатель рисует образы русских людей , оставивших за метный след в культурной жизни З аб ай калья : известный вр ач А. И. Орлов, и з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2