Сибирские огни, 1953, № 4

К н и ж н а я п о л к а „ДОРЖИ , СЫН ВАНЗАРА» Биограф ич еская повесть Чимита Цы- .дендамбаева! посвящ ена первому учё­ ному бурятского народа Доржи Б ан заро - а у ( 1 8 2 3— 1855). Автор ограничился первым этапом его ж и зн и — детством и пребыванием в на ­ чальной школе , до о тъ езда в К а зан ь в гимназию . В центре повествования — далёкий улус Ичетуй, родные и соседи, ребята-сверстники Доржи . Н а фоне свое­ образной природы З аб ай к ал ья встаёт пе­ ред читателем беспросветная бсизнь бу­ рятского н арода в условиях царизм а . Одна за другой сменяются картины бес­ прерывного труда и вечной нужды з а ­ кабалённы х богачами бедняков. Едва ли не лучшие, самы е сильны е страницы рисуют частое в прошлом бедствие от весенней бескормицы скота. В это страш ­ ное вр ем я особенно обнаж алась алчность и жестокость богачей и ярко проявл я ­ лась исконная традиция взаимопомощи трудового люда. Всё чащ е и чащ е просы ­ палось у него сознание социальной не­ справедливости и чувство ненависти к угнетавшим его тунеядцам . Правдиво изображ ена стихийная вспыш ка народ­ ного гнева у амбаров с казённой мукой, предназначенной на случай голода и р а з ­ ворованной зайсаном . Не мало и других превосходно напи­ санны х картин : скачек на Сарабдынской равнине , ж ертвопринош ения — тайлагон на горе Б аян Зурх эн , священного пра зд ­ ника в дацане ... В повести много сказок , песен-импро­ визаций , изречений , загадок , пословиц, выраж ающ их мудрость и сметливость на ­ рода , его социальные в згляды и устрем ­ ления . Р азнообразны й ф ольклор не п ере ­ груж ает произведения , он входит совер ­ шенно естественно в р а сск а з и усилива­ ет его живописность и национальный колорит. Вместе с тем писатель хорошо показывает выдающую ся роль устного творч ества в духовной жизни бесписьмен­ 1 Ч и м и т Ц ы д е н д а м б а е в . «Доржи, сын Банзара». Авториз. пер. с бур.-монг. Мих. Степанова. Иркут, обл. изд. 1952, ного народа , особенно в воспитании мо­ лодого поколения . Удачны и правдивы типы людей из народа: зам уч енная Анюхан , мать Дор ­ жи хлопотунья Цоли, неунывающий бед­ няк Эрдэмтэ... Особенно хороши мудрые старики — ск а зи тель Борхонок и стран ­ ник Хэшэгтэ, несущ ие н ароду свободолю ­ бивые мысли и любовь к хорошим ру с ­ ским людям . Н еубедительным о к а з а л с я образ отца Доржи. Попытки п исателя найти ключ к правдивому показу этого сложного человека не ув енч ались успехом. И х ар ак терн ая беседа с Б ан заром старика Хэшэгтэ, и разговоры о нём ребят , и совсем уж н еудачная сух ая р ем ар к а о путях его « к ар ь еры » , и р а зли чны е недо­ молвки и намёки — отнюдь не р а зъ я с н я ­ ют, а лиш ь затум аниваю т его облик. В такой среде прошло р аннее детство Доржи . Автор хорошо по ка з ал рост жи ­ вого, способного и впечатлительного мальчика , его пы тливость и лю бо знатель ­ ность, старание усвоить русскую р ечь и грамоту . Мы видим , к ак рож дались у Доржи и сталкивались со старыми но­ вы е мысли , как прелом л яли сь в его со з ­ нании социальны е контрасты , к ак он стремился учи ться и бы ть полезным род­ ному народу . К сож алению , образ Доржи всё-таки не з ан ял должного места в про­ изведении . У вл екая сь картинами жизни улуса , писатель т еря ет порою нить по­ вествования и вводит много лишних опи­ саний, событий, людей. Д оржи отступа­ е т на задний план , тер я е тся среди дру ­ гих персонажей . От этого пострадали и биографический замы с ел ав тора и ком­ позиция произведения . Тепло р а с ск а зы в а е т автор о дружбе бурят с русскими , о той культурной по­ мощи, которую ок а зы в али «русские доб­ ры е люди» отсталым аратам . От зем ле ­ роба волж анина жители Ичетуя у зн али новые рем ёсла , зем л ед елие и кул ь тур ­ ный домашний обиход. П ередовы е ин­ теллигенты К яхты были подлинными просветителями бурят . Писатель рисует образы русских людей , оставивших за ­ метный след в культурной жизни З аб ай ­ калья : известный вр ач А. И. Орлов, и з ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2