Сибирские огни, 1953, № 4

к азано в повести, что ещ ё больше обед­ нило интересное по замы слу произведе­ ние. П ервая книга повести «Однополчане» .поражает рыхлостью композиции. Она р а зби та на три небольшие части, каж д ая в свою очередь дели тся на главки . Сама по себе ф орм а не могла вы зв ать в о зр а ­ ж ений , если бы все эти главки и части были сцементированы чёткой линией сюжета . Однако этой строгости и чёт­ кости в развитии сюжета повесть не имеет. Отсюда клочковатость, сущ ество­ вание отдельных главок и разд елов , со­ верш енно ненужных , выпадающих из плана произведения . П ридумывая ситуации и обстоятель­ ства , автор повести не сум ел создать •сколько-нибудь ярко запечатлевающ ихся образов. Бледной тенью бродит по страницам повести пилот Константинов, как и не ­ которы е другие персонажи . Автор не по­ к а зы в ает пути перевоспитания Констан­ тинова и роли в этом дел е комиссара Чугунова . Однако, столкнув раненого Чугунова с Константиновым , автор з а ­ ст ав ля ет последнего произнести такую ф р а зу : «Скажи , что делать , тётя Б анни ­ кова , к а к помочь комиссару , он ж е меня спас!..» А между тем читателю совер ­ шенно непонятно , к ак всё-таки спас Чу- гунов Константинова, да и «спас» ли, как , вероятно , не ясно это и самому ав ­ тору . который после смерти Чугунова забы в ает о Константинове , чтобы потом, совершенно неожиданно и неоправданно , отрекомендовать его читателю директо­ ром какого-то кирпичного завода . Крупный недостаток «Однополчан» состоит в том, что А. Чуксин , показы в ая г еро ев в действии , не со зд аёт дл я них типические обстоятельства , не рисует обр а зы героев, а р а с ск а зы в а е т о них, стр ем я сь заставить чи тателя принимать всё расск а зы ваем о е на веру . Герои по­ вести , оказавш ись в рам ках зар ан е е уго­ тованной схемы , лишились своих инди­ видуальны х черт , своеобразия . Един­ ственное, что р а зр еш а е т автор делать своим героям — произносить во всех случаях , при всех обстоятельствах изби ­ ты е ф р а зы , штампованные речи . Ж и в ая , эмоциональная р ечь героев подменена сухим, ш аблонным я зыком . Вот, например , во вр ем я н алё та наших бомбардировщиков на враж еский аэро ­ дром , когда «ш турман сбрасы в ал бомбы на стоящие у сараев самолёты» , автор зас тав л яе т пилота Колоскова произно­ сить такую ф разу . «Сами заж гли пожар войны , от него и горите, — закричал от радости л ёт ­ чик. — Не встретят вас дети, ж ёны и матери . Вы хотели прославить своего фю рера и от него получить кресты , вы их уж е получили . Т акая участь ожидает всех , кто дум ает отнять свободу у на­ шего народа» . В другом месте повести штурман Банников , раненный в спину осколком зенитного снаряда , не имеющий возмож ­ ности пош евелиться (его в этот момент тянет по лесу на парашюте Яков Коло­ сков, причём дело происходит на окку ­ пированной земле , недалеко от п ерепра­ вы , по которой движутся немецкие вой­ ска), говорит так: — Я вот л еж у и думаю , сейчас не­ мецкие зенитчики торжествую т победу, дескать , сбили советский самолёт. Ч уда ­ ки, думают артиллерийскими вы стр ел а ­ ми уничтожить нас. Убивают миллионы людей, а не могут понять одну истину, что волю у нашего народа р асстрел ять н ель зя , нет таких снарядов. З ав тр а жи ­ тели сёл и городов проснутся , а на ули­ цах листовки, начнут читать, радости сколько будет. Я успел запомнить неко­ торы е слова: «Добывайте у врага ору ­ жие , разруш ай те тыл врага . И стребляй ­ те ф ашистских разбойников» . Вряд ли все эти правильны е мыс­ ли можно признать з а живую речь героев. Н ебрежное отношение А. Чуксина к я зы к у повести, стилистические погреш ­ ности ещ ё более подчёркивают слабость книги. ...В зя ть , к примеру , такую ф разу : «Молодой лётчик Николай Н азаров вме­ сте со штурманом Василием Пылаевым летели сегодня с зарёю на разв едку» . «Когда их самолёт потерял управление и полетел вниз, он падал несколько секунд на левое крыло» . «Б уду т в етре­ ные дни, — подумал Дружинин , вспом­ нив приметы отца» . «Утром увидел я на ­ ших соколов... Двое были не так сильно поранены , а третий , голубь, погиб». «Это был Костело — их общий друг , кото­ ры й в войну помог Колоскову , у которо­ го теперь ж ил Василий» , и т. п. н ебреж ­ ности. Всё сказанное позволяет сделать вы ­ вод: повесть А лександра Чуксина «Одно­ полчане» — в ещ ь н е зр ел ая , слабая . Вы­ ход её в таком недоработанном виде — ошибка и здательства .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2