Сибирские огни, 1953, № 4
Читатель видит перед собой только сюжет, но не видит характеров — вместо них фигурирую т условны е персонажи. Это и определяет неудачу писателя . Г оряч ая заинтересованность автора в судьбе своих героев , местами 'звучав ш ая в первом р ассказе , уступает место вялом у изложению событий, и оттого все описания оставляю т читателя равнодуш ным. К счастью , эти р а сск а зы являю тся ис ключением в книге, написанной живо и взволнованно . О стальные р а с ск а зы по свящ ены одной теме , выраж енной за гл а вием книги, и благодаря тому, что в них действуют настоящие , понятны е люди, характер которых ясен читателю , они надолго запоминаются. Ч ем сумел автор завоевать до!верие читателя? Как ему удалось создать такие правдивые х арактеры ? Присмотримся к рассказам . У микрофона должен вы ступить то к арь Николай Козлов (рассказ «У микро фона»). Это — событие большой важно сти не только для него, но и дл я его друзей . В се они искренне волнуются , дают советы и наставления . И вот уж е у микрофона Николай спохватывается , что он говорит только о себе, забы в о товарищ ах , и на ходу исправляет свою ошибку, «приклеивая» к речи ф р а зу о своих дру зьях , вместе с ним работающих на заводе . Вот и весь н езамы словатый сюжет. Но всмотритесь в поведение товари щ ей Н иколая , напутствующих его перед уходом в радиокомитет; зам етьте , как хочется ему, чтобы его выступление ус лыш али в родной деревне Верхние Лоси^ обратите внимание, как по-настоя щ ему глубоки его п ереживания у микро фона , когда он в последнюю минуту спохватывается , что забы л ска зать о сво их д р у з ь я х ,— и вы увидите живой чело веческий х арактер , увидите нового совет ского человека , который не мы слит себя вне коллектива . Писатель наш ёл очень верную инто нацию •— он строит авторскую р еч ь так , что в ней чувствуется точка зр ен и я гег роя . Это помогает углублению образа . И логической концовкой р а с ск а за яв ляю тся слова автора : « ...теп ерь Нико лаю казалось , что совсем и неважно , знают все люди или не знают, что имен но он сейчас вы ступал по радио» . Так , без навязчивости и морали зирования , из всего р ас ск а за вы текает его и д е я— идея друж бы и коллективи зм а , присущих всем советским людям . Одним из лучш их — если не лучш им— я вл я е т с я в книге р а сск а з «Р а зговор о герое» . П остроенный в форме диалога, он производит сильное впечатление сво ей правдивостью , непринуждённостью беседы , ум елым проникновением в ха р ак тер р ебёнка — собеседника лириче ского героя расск а за . Зд есь автор пош ёл по наиболее труд ному пути — он реш ил обрисовать мать Вовы , 11-летнего м альчугана , н е пока зы в а я её читателю . Путь этот труден ещё и потому, что о м атери р ассказы вает м альчик , пониманию которого многое по просту недоступно . В таком р а сск а зе одна ф ал ьш и в ая нота может испортить всё. Но автор хорошо спр авил ся со сво ей зад ачей , и в первую очередь он обя зан этим ясному представлению о х а р ак тер ах Вовы и его матери . Можно ск а зать , что в этом р а с ск а зе отправной точкой послужили ж ивы е человеческие хар актеры , а не заб а вн а я ситуация , соб л а зн и вш ая п исателя , и в этом — секрет успеха . И нтересны е , яр ки е обр а зы рисует Ю. С альников в р а с с к а з а х «Д ень ж и з ни», «Солдаты С талина» . В них нет не обычайных приключений , головоломных происшествий, всё очень просто и обы денно. В первом и з н азван ны х расска зов описан рабочий день ш оф ёр а такси — и больше , к а зал о с ь бы, ничего, во втором — день м ал ьчик а Мити, его р а зговоры с родителями и приятелем Герой. Но р а с ск а зы эти интересны и содерж атель ны потому, что в них образно показан большой и светлы й мир советских лю дей. И интерес к этим р а с ск а зам про буж дается не бл агодаря сюжетным ухищ рениям , они привлекаю т внимание р аскры ти ем х ар ак т ер а людей — таких разны х , но объединённы х одной великой целью — трудом на благо Родины . В некоторых р а с с к а з а х чувствуется зам етны й н алё т идилличности — всё идёт хорошо, гладко , без каких бы то ни было «острых углов» . Н априм ер , рас ска з «С новым годом , д ру зь я» более походит на зари совку , где внимание ав тора почти полностью поглощено ситуа цией, а не и зображ ени ем характеров действующих лиц . П ервая книга молодого автора сви детельствует о его возможностях , кото ры е он долж ен р еали зо вать , и зобр аж ая ж и зн ь во всей её сложности .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2