Сибирские огни, 1953, № 4

Читатель видит перед собой только сюжет, но не видит характеров — вместо них фигурирую т условны е персонажи. Это и определяет неудачу писателя . Г оряч ая заинтересованность автора в судьбе своих героев , местами 'звучав­ ш ая в первом р ассказе , уступает место вялом у изложению событий, и оттого все описания оставляю т читателя равнодуш ­ ным. К счастью , эти р а сск а зы являю тся ис­ ключением в книге, написанной живо и взволнованно . О стальные р а с ск а зы по­ свящ ены одной теме , выраж енной за гл а ­ вием книги, и благодаря тому, что в них действуют настоящие , понятны е люди, характер которых ясен читателю , они надолго запоминаются. Ч ем сумел автор завоевать до!верие читателя? Как ему удалось создать такие правдивые х арактеры ? Присмотримся к рассказам . У микрофона должен вы ступить то­ к арь Николай Козлов (рассказ «У микро ­ фона»). Это — событие большой важно ­ сти не только для него, но и дл я его друзей . В се они искренне волнуются , дают советы и наставления . И вот уж е у микрофона Николай спохватывается , что он говорит только о себе, забы в о товарищ ах , и на ходу исправляет свою ошибку, «приклеивая» к речи ф р а зу о своих дру зьях , вместе с ним работающих на заводе . Вот и весь н езамы словатый сюжет. Но всмотритесь в поведение товари ­ щ ей Н иколая , напутствующих его перед уходом в радиокомитет; зам етьте , как хочется ему, чтобы его выступление ус­ лыш али в родной деревне Верхние Лоси^ обратите внимание, как по-настоя­ щ ему глубоки его п ереживания у микро­ фона , когда он в последнюю минуту спохватывается , что забы л ска зать о сво­ их д р у з ь я х ,— и вы увидите живой чело­ веческий х арактер , увидите нового совет­ ского человека , который не мы слит себя вне коллектива . Писатель наш ёл очень верную инто­ нацию •— он строит авторскую р еч ь так , что в ней чувствуется точка зр ен и я гег роя . Это помогает углублению образа . И логической концовкой р а с ск а за яв ­ ляю тся слова автора : « ...теп ерь Нико­ лаю казалось , что совсем и неважно , знают все люди или не знают, что имен ­ но он сейчас вы ступал по радио» . Так , без навязчивости и морали зирования , из всего р ас ск а за вы текает его и д е я— идея друж бы и коллективи зм а , присущих всем советским людям . Одним из лучш их — если не лучш им— я вл я е т с я в книге р а сск а з «Р а зговор о герое» . П остроенный в форме диалога, он производит сильное впечатление сво­ ей правдивостью , непринуждённостью беседы , ум елым проникновением в ха­ р ак тер р ебёнка — собеседника лириче­ ского героя расск а за . Зд есь автор пош ёл по наиболее труд ­ ному пути — он реш ил обрисовать мать Вовы , 11-летнего м альчугана , н е пока­ зы в а я её читателю . Путь этот труден ещё и потому, что о м атери р ассказы вает м альчик , пониманию которого многое по­ просту недоступно . В таком р а сск а зе одна ф ал ьш и в ая нота может испортить всё. Но автор хорошо спр авил ся со сво­ ей зад ачей , и в первую очередь он обя­ зан этим ясному представлению о х а ­ р ак тер ах Вовы и его матери . Можно ск а зать , что в этом р а с ск а зе отправной точкой послужили ж ивы е человеческие хар актеры , а не заб а вн а я ситуация , соб­ л а зн и вш ая п исателя , и в этом — секрет успеха . И нтересны е , яр ки е обр а зы рисует Ю. С альников в р а с с к а з а х «Д ень ж и з ­ ни», «Солдаты С талина» . В них нет не­ обычайных приключений , головоломных происшествий, всё очень просто и обы ­ денно. В первом и з н азван ны х расска зов описан рабочий день ш оф ёр а такси — и больше , к а зал о с ь бы, ничего, во втором — день м ал ьчик а Мити, его р а зговоры с родителями и приятелем Герой. Но р а с ск а зы эти интересны и содерж атель ­ ны потому, что в них образно показан большой и светлы й мир советских лю­ дей. И интерес к этим р а с ск а зам про­ буж дается не бл агодаря сюжетным ухищ рениям , они привлекаю т внимание р аскры ти ем х ар ак т ер а людей — таких разны х , но объединённы х одной великой целью — трудом на благо Родины . В некоторых р а с с к а з а х чувствуется зам етны й н алё т идилличности — всё идёт хорошо, гладко , без каких бы то ни было «острых углов» . Н априм ер , рас ­ ска з «С новым годом , д ру зь я» более походит на зари совку , где внимание ав ­ тора почти полностью поглощено ситуа­ цией, а не и зображ ени ем характеров действующих лиц . П ервая книга молодого автора сви­ детельствует о его возможностях , кото­ ры е он долж ен р еали зо вать , и зобр аж ая ж и зн ь во всей её сложности .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2