Сибирские огни, 1953, № 4
А. КОП ТЕЛОВ „Против извращений истории якутской литературы 66 В последние годы советская яку тская литер атур а , вооруж ённая методом социа листического р еали зм а , достигла значи тельны х успехов. Этому способствовали исторические реш ения Ц ентрального Ко митета партии по идеологическим вопро сам . Появились такие содерж ательны е , высокохудож ественные , жизненно прав дивые произведения , как роман Н. Мор- динова «В есенн яя пора» , повесть Н . Якутского «Золотой ручей» , поэма С. К улачикова «Счастье яку т а» , извест ные русскому читателю по переводам , опубликованным в Я кутске и в Москве. П оявился р яд других произведений («Огни Кырсады» Д. Таас , «С казание о великой Москве» С. Звер ева ) , наш ед ших признание среди широких кругов читателей в Якутии . «С оветская яку т ск ая литература , — к ак совершенно правильно отмечал Якутский обком партии , — выросла , р а зв и л а с ь и окрепла в борьбе против бурж уазного национализма , на основе богатого ж изнеутверждающ его устного якутского народного творчества , лучших образцов классической и современной ли тер атуры великого русского н арода и других народов СССР» . Дли тельное врем я в Якутии р аспро стр ан ял ась и в о схвал ялась антинаучная , антим арксистская и буржуазно-национа листическая по своему сущ еству книга Г. Б аш арина «Три якутских реалиста- просветителя» , в которой дано в корне неправильное освещ ение деятельности бурж уазны х писателей А. Кулаковского , А . С офронова и Н. Н еустроева . Г. Б а шарин намеренно ф альсиф ицировал по литическую биографию этих писателей , и звратил ф акты , пы тался оправдать участие этих бурж уазны х националистов в антисоветских вы ступлениях , изложил историю якутской литературы с буржу азно-националистических позиций, вос х в а л я л реакционны е вредны е произве дения . П артия вскры л а эти бурж уазно -на ционалистические и звр ащ ени я и у к а за л а пути р а зви ти я якутской литературы , как одной из братских литератур нашей, многонациональной страны . Якутский об ком партии отметил в своём решении , что Г. Баш арин «настойчивой пропаган дой своей книги и упорным отстаивани ем и злож енных в ней порочных в з гл я дов» «ввёл в заблуждение значительную группу писателей , работников науки и искусства» . Эта вредная книга исполь зовалась в качестве учебного пособия в школах и в у зах , а реакционны е произ ведения трёх бурж уазных писателей-на- ционалистов включались в хрестоматии и в репертуар художественной самодея тельности и театров. Отметив реакционную основу в твор честве А. Кулаковского , А . Софронова и Н. Н еустроева , Якутский обком пар тии записал в своём решении , что «твор чество этих писателей явл я е тся проти воречивым» , что, «наряду с реакцион ными сторонами, оно имеет и некоторы е положительны е моменты». В постановлении бюро Якутского об кома партии говорится: «П оложитель ным в творчестве трёх писателей я вля ет ся то, что они п еревели на якутский я зы к отдельные произведения русских писателей и создали на родном я зы к е р яд оригинальных произведений, в кото ры х показы вались уродливость и ж есто кость обычаев и нравов в дореволюцион ной Якутии , критиковались отвратитель ные стороны пережитков патриарх ал ь щины . Такого рода произведения трёх писателей имеют познавательное зн аче ние и, как таковы е , могут быть крити чески использованы в современных у с ловиях» . Г. Б аш арин своей порочной вредной книгой ввёл в заблуж дение автора этих строк. В 1947 году в статье «Литерату р а народов Сибири» , напечатанной в пя той книге ж урнал а «Сибирские огни» и изданной отдельной брошюрой в 1948 году, мной было дано одностроннее, и, потому неправильное освещ ение твор чества трёх якутских писателей , не бы л а вскры та реакционность большинства н аписанных ими произведений. Это объ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2