Сибирские огни, 1953, № 4
Роман «Молодёжь М арыкчана» з а в ер ш ается изображ ением радостного побе доносного наступления красных войск по всему району и полным освобожде нием М арыкчана от белобандитов. В последние годы творчество Эристи- на развив ало сь под непосредственным и заметным воздействием А. Ф адеева и Н. Островского. Главный герой первого якутского ром ана «Молодёжь М арыкча на» Коля Манасов проходит ту же суро вую школу , что и П авел Корчагин. Об р а зы , в которых раскры та руководящ ая р ол ь Коммунистической партии, пока зано перевоспитание масс в условиях гражданской войны в Якутии, напоми нают героев ф адеевского «Разгром а» . Эрилик Эристин является настоящим народным писателем . Его творчество основывалось на глубоком знании дей ствительности . И художественная форма его произведений тоже шла от жизни. Он не Имел пристрастия к голой ритори ке , к словесной фальши , не пользовался туманными эпитетами , надуманными, нежизненными сравнениями . Читая про изведения Эристина, мы ощущ аем в них все те основные свойства, которые при сущи живому я зы к у народа: богатство словаря , естественное звучание речи персонажей , интонационное разнообра зие , ясность и выразительность речи. Эта народность я зы к а и стиля произве дений писателя органически связан а с их идейной направленностью — народ ностью содерж ания . Самобытны и выразительны образы , созданные Эристином. Х арактеры его персонаж ей раскрываю тся главным об р а зом в их поступках, в их душ евных переживаниях , в их социальной практи ке. Духовную жизнь и х арактер Чина- рина — его мировоззрение , его прин ципиальность и выдерж ку — писатель показы вает чере з его работу в подполь ном социал-демократическом кружке среди якутской учащ ейся молодёжи. Х арактер воина И скандерова лучш е все го р аскры в ается в обстановке боя, когда он лично руководит ходом операции. Вот ко всему относящийся с безразличием Сонливый Иван (из повести: «Исполне ние завещ ания» ) . Но характер Ивана резко м еняется при первом ж е столкно вении с бандитами, когда он сам убеж дается в истинных ц елях их вос стания. П оложительные персонажи Эристина изображ аю тся в постоянном духовном развитии . В борьбе и труде растут но вые советские люди — Коля Манасов, М ария О рдонская , Г авриил Хотогоров. Они не только соверш енствуются сами, но помогают расти и другим . Таким об разом , Эрилик Эристин показывает не только хар ак теры , но и эволюцию этих характеров . Творчество Эристина р азвивалось по пути социалистического р еали зм а . Писа тель отображ ает ж и зн ь в революцион ном развитии . Он р аскры в ает в положи тельных худож ественных образах людей нового типа во всём великолепии их че ловеческого достоинства. Эристин выступил в якутской литера туре пропагандистом лучш их идейных традиций русской советской литературы , прямым последователем Максима Горь кого. П роизведения Эристина , как мы уже видели, глубоко народны и по содерж а нию, и по я зы ку . Хорошее знание ж и з ни народа явл я ло сь дл я него ключом к творческим успехам в создании идей но полноценных худож ественных произ ведений. Б урж у а зны е националисты старались всячески зам алчив ать само бытный, большой талант Эристина. Они пытались клеветнически и зобрази ть всё его творчество весьм а примитивным и ограниченным . Но вопреки всему этому популярность п исател я в народе росла . М ужественные в своей простоте пат риотические произведения Эристина, и особенно его роман «М олодёжь М ары к чана» , зан яли почётное, место в якутской советской литературе и стали известны ми за пределами Якутии. 12. «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2