Сибирские огни, 1953, № 4
спросил его белогвардейский офицер Согуйский на допросе. — «Тойон Согуйский, я истый якут , но р ан ьш е всего я истый комсомолец, большевик. А вы уж е знаете , что зн а чит уговаривать больш евика» , — ответил Коля. — «Скажи : сколько приблизительно человек в ваш ем отряде?» — спрашивает тойон. — «Ровно столько , чтобы зав тр а р а з громить твою ш айку» . Д ав ая такие ответы врагу , Коля Ма натов в то ж е время хорошо зн ал , что после них последуют жестокие избиения , а может быть и смерть. Но так поступа ет он ради спасения своего отряда , ради торж ества победы. В романе показываю тся прим еры ге рои зм а и самоотверженности молодых советских патриотов. Они вместе со всей остальной партизанской массой борются з а счастливую жизнь , з а родную Совет скую власть , не боясь ни жестокости пыток белобандитов , не страш ась ни хо лода , ни голода. Писатель показывает огромные трудности походной жизни , которые приходилось выдерж ивать кр а с ным п артизанам в этой борьбе: «уду ш ающ ая ж ар а , тучи комаров , голод и ж аж д а , которые было некогда утолить, суточный беспреры вный марш по глухо му тракту — всё это переносилось , как привычное , с беспримерным терпением ... И зноси вш аяся одежда , р а зби та я обувь. Многие партизаны -якуты , з а отсутствием ремней , подвязы вали р уж ь я волосяны ми верёвками . С кры в ая истлевшие ру бахи, некоторы е шли в совершенно об л е злы х дохах . Ф ур аж ек не было почти ни у кого. Одни обливались потом в ме ховых ш апках , другие шли с непокры тыми головами , несмотря на страшный солнцепёк» . Автор реалистически р аскры в ает ог ромную роль народных масс в револю ционной борьбе. Н ародн ая масса показа на как основная движ ущ ая сила рево люции. Н аряд у с этим, Эристин правдиво в скры вает и те социально-экономические причины, которые привели её в ряды кр асны х партизан . Это — гнёт, нищета , голод. Р або тая на богачей, люди труда умирали от голода при избы тке продук тов, со зд аваемы х их руками . Чтобы ярче о трази ть это, Эристин рисует потрясаю щий пример гибели людей от голода. Вот Туляй — батрак богача Остроева. С тарый батрак «умер , положив голову на ступени амбара , к ак на подушку. А в амбаре было триста пудов хлеба , со бранного О строевым з а долги». Именно эти якутские батраки в дни Великой О ктябрьской социалистической революции , не колеблясь , шли за боль ш евиками , а в период гражданской вой ны — пополняли р яды красны х парти з ан . И сторически правдиво показано в ро мане то, что в борьбе против тойонов и кулаков , в борьбе з а всенародное дело социалистической революции , якутские трудящ иеся постоянно ощ ущ али брат скую помощь со стороны великого рус ского народа . Только благодаря этой по мощи и -братскому боевому союзу яку т ского и русского народов удалось р а з громить контрреволюцию в Якутии. В помощь мары кчанцам прибывает петро градский полк под командованием Ата- малова-Катунского. В романе хорошо показана тема н еру шимой друж бы наших народов . Якутские красны е партизаны во всех походах дей ствуют совместно с представителями многих национальностей . Тут участвуют якуты , русские , украинцы , татары , гру зины , корейцы . Среди них встречаем отважных командиров и бойцов — рус ского Гусарова , татарина Искандерова , гру зин а Х адаева , корейца Чи-дуан, яку- та-связиста Х арачаева , благодаря герои ческому подвигу которого устанавливает ся ж ив ая св я зь мары кчанских партизан с городом Якутском . Вот пожилой ко реец Чи-дуан. Он партизанил у себя на Родине против японских империалистов. После оккупации Кореи японцами он бе жит в Россию , попадает на север . Когда н ачалась гр аж д анская война в Якутии, Чи-дуан вступает в партизанский отряд, ибо враги якутских бедняков были его ж е врагами . Он « знал , что японские хищники поддерживают белобандитов с той стороны Охотского моря. Этого было достаточно, чтобы забы ть старость» . Эристин разоблачает идеологию бур ж у а зны х националистов. Он исторически верно показы вает в романе , что в гр аж данской войне яку тск ая буржуазно-на ционалистическая интеллигенция находи л а сь в л агере контрреволюции . Не слу чайно главарями бандитской шайки и зо браж ены националисты — интеллиген ты Согуйский и Абыланов. Страстными словами молодого патрио та Коли М анасова писатель р а зоблачал бурж уазны х националистов, отрицавших благотворную роль великого русского народа в историческом развитии яку т ского народа. В столкновении с кня зем Чыманом Коля говорит: « Б е з России нам не жить ни сейчас, ни потом. Россия великое го сударство , она способна защ ищ ать и се бя, и народы севера , и народы юга... В такой войне (речь идёт о гражданской войне — Н. К.) мы, молодые якуты , пой дём за русскими. Ленин и Сталин , наши вожди, учат , что освободительная война советских народов — война справедли вая . Мы хотим полного освобождения России и Якутии , и пока во Владивосто ке японцы , а у нас, в Зап о л яр ье , банди ты , •— мы будем воевать» . Б урж у а зны е 'националисты и тойоны в этот период искали себе союзников в лице японо-американских капитали стов. Писатель Эристин подвергает их беспощадной критике .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2