Сибирские огни, 1953, № 4

благами , которые предоставляла Совет­ ская власть беднякам и маломощным середнякам . Он не верит в прочность жизни . Он боится, что ж и зн ь опять мо­ жет «п еревернуться» , боится оторваться от своего урочищ а , потерять его. Писатель показывает , как под влияни ­ ем развернувш ихся политических собы­ тий и близкого общ ения с ревкомовцем Г аврилом изм еняется сознание Сонливо­ го, познавшего, наконец , правоту боль­ шевистских идей. Против Советской власти ф еодалы и кулаки поднимают восстание, во зглав ­ ляем ое бывшим улусным головой Додо- ровым. По нелепому доносу вместе с предсе­ дателем ревком а Гаврилой белобандиты арестовывают и Сонливого. Дни, проведённые в плену у бандитов, тесное общение с большевиком Гаври ­ лой, его героическая смерть и издева ­ тельство кулаков над невинными людь­ ми заставляю т Сонливого понять, в чьих интересах поднято восстание. Он понял, что единственным спасением дл я бедня­ ков и середняков явл я ется Советская власть , что не может быть счастья для них, пока существуют и блаженствуют богачи Додоровы . В образе Сонливого писатель рисует коренны е изменения , происшедшие в со­ знании якутского крестьянина . Прежний закосневший в предрассудках неграмот­ ный якут превратился в человека-борца, носителя коммунистических идеалов, творца новой жизни . Он исполнил зав е ­ щ ание большевика Г аврилы — создал в наслеге колхоз. Отныне его перестали н азы вать презрительным именем «Сон­ ливый» . Прочно закрепилось за ним настоящ ее имя — Иван Дмитриевич Хотогоров. В своей новой повести Эристин та ­ лантливо показал начинающийся процесс пробуждения народных масс Якутии к активной сознательной жизни . И в этом её огромное значение для развития якутской советской литературы . В романе «Молодёжь М арыкчана» , охватывающем период гражданской вой­ ны с 1918 по 1922 год, Эристин и зо ­ браж ает героическую борьбу якутского народа против колчаковцев и белобан- дитов. В этом романе писатель отобразил су ­ щественные стороны социалистической революции в Якутии, её движущие силы . Ц ентральное место в романе заним а ­ ют образы большевиков . Ж изненно прав ­ диво показан большевик Иван Иванович Чинарин . Вступив в подпольную органи ­ зацию партии большевиков , Чинарин политически вырос под непосредствен­ ным влиянием Серго Орджоникидзе. В суровые дни колчаковщины он работает учителем начальной школы в посёлке М арыкчан , где и создаёт подпольный социал-демократический кружок , к кото­ рому примыкает впоследствии молодёжь других соседних посёлков. После установления Советской власти в М арыкчане , когда в районе вспыхну­ ло белобандитское восстание, Чинарин становится одним и з руководителей от­ р яд а кр асны х партизан . Н а протяжении всего ром ана Чинарин вы ступает как идейный вож ак народа. И з других образов большевиков , изо­ браж ённы х в романе , особенно выде­ л яе тся я р к а я ф и гур а Иннокентия Ту- скаева . По заданию Якутского областного во­ енкомата с пятнадцатью бойцами Ту- скаев однажды о тправляется в местность Болбук , чтобы вы везти оттуда запасы свинца, спрятанны е рабочими при наступ­ лении белобандитов. Слух об этом до­ ходит до белобандитов. Красный о тр яд был захвачен ими в плен. Но они ни­ какими пытками не могут выведать у Т ускаева и его товарищ ей местонахож ­ дение свинца. В ром ане «М олодёжь М арыкчана» все выведенны е больш евики показаны как сила , н аправл яющ ая борьбу народ­ ных масс и духовно воспитывающ ая но­ вых советских людей. Они воспитывают массу не только путём обучения, но и личными прим ерами муж ества и дисцип­ линированности . Б л а год ар я их правиль ­ ному руководству беднейшее население якутского улуса поддерживало парти ­ зан : «Б едн як делил ся с партизанами чем мог... Е сли не каж дый обездолен ­ ный якут р еш ал ся вступить в отряд , то каждый втайне сочувствовал» . Выразительно обрисованы в романе образы революционной якутской моло­ дёжи , выращ енной русским большеви ­ ком учителем Чинариным . И з среды этой молодёжи особое внимание читате­ л я привлекает образ комсомольца Коли М анасова — одного и з главны х героев романа . К оля М анасов — сын бедного ямщика . С уровая ж и зн ь научила его ненавидеть богачей. Когда свергли ц ар ­ скую власть , он ходил радостный , посе­ щ ал народны е собрания , слуш ал вы ­ ступления представителей всех партий, ж дал чего-то нового. Но при эсеро-мень- шевистских прави тел ях это новое не приходило . В жизни бедняков ничего не изменилось . Богачи попрежнему про­ долж али угнетать и эксплуатировать их. Видя всё это , К оля перестал счи­ тать эсеров и меньш евиков революцио­ нерами. Только учитель Чинарин помогает М анасову р а зоб р а ть ся в обстановке. В условиях трудной борьбы якутского на ­ рода против белобандитов комсомолец Коля Манасов ведёт себя как подлинный герой. — «Ты можеш ь рассчиты вать на моё сочувствие и помощь. Покажи себя истым якутом ... Р асск аж и мне прав ­ диво: каков состав красного отряда?» —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2