Сибирские огни, 1953, № 4

Я кут И ван Душ а , герой из одноимён­ ного р а с ск а за , не похож на добродетель­ ного Григория из повести «Н еожиданная р адость» . Он активный участник рево ­ люционного движения . Р або тая черно ­ рабочим на бодайбинских золотых при ­ исках , Иван под влиянием передовых русских рабочих проникается сочувст­ вием к революционному движению и принимает участие в знаменитой заб а ­ стовке ленских рабочих в 1912 году. После ф евр ал ьской революции вместе с труж ениками родного наслега он участ ­ в ует в борьбе з а социалистическую р е ­ волюцию в Якутии и проводит распр е ­ деление ф еодально -кулацких зем ел ь ср е ­ ди бедноты , борется з а упрочение Со­ ветской власти в деревне . Кроме того, в этом р а с ск а зе Эристин с большой художественной убедительно ­ стью подчёркивает единство классовы х интересов якутского трудового н арода и русского пролетариата . Зарож дение и рост революционного со знания у яку та И ван а писатель св я зы вает не только с определённым укладом жизни , но пока­ зы вает его и как р е зу л ь т а т прямого идейного вли яни я на него русских рево ­ люционеров . Эрилик Эристин правильно уловил главное н аправление исторического р а з ­ вития своего народа . Ещё в конце двад­ ц атых годов, в обстановке , когда бур ­ ж у а зны е националисты пы тались вбить клин меж ду якутским и русским н арода ­ ми, он хорошо понимал и чувствовал в еликое историческое значение борьбы русского н арода з а своё освобождение. Эта черта творчества Эристина глубоко св я зан а с прогрессивно-демократически ­ ми национальными традициями якутско ­ го н арода , традициями его нерасторжи ­ мой друж бы с великим русским н аро ­ дом. В рагов якутского н арода Эристин ви­ дел в лице представителей реакционной русской и якутской бурж уазии . Это внутренне ясное и правильное по­ нимание исторического процесса состав­ л я е т одну и з сильны х сторон творче­ ства Эристина. Эрилик Эристин, чуждый всякой на ­ циональной ограниченности , п роявлял огромный интерес и к ж изни других братских народов . В обр а зах Б у р х а л е я и Эрбантея из повести «Волнение» писатель дал порт­ реты революционных борцов бурят-мон­ гольского н арода , борцов з а Великую О ктябрьскую социалистическую револю ­ цию. А в повести «Сыны революции» Эристин рисует жизненны й путь к а з а х ­ ских бедняков братьев Орунбаевых . Больш ой удачей автора я вл я е т ся об­ р а з русского революционера Андрея . Это — человек твёрдой воли и актив ­ ной революционной устремлённости . Он ведёт упорную борьбу з а подготовку и воспитание больш евистских кадров . Под непосредственным идейным влиянием; Андрея выросли «Сыны революции» — А бдуркулла и Мундарбек. О браз А ндрея глубоко типичен. Он олицетворяет собой ведущую роль в ели ­ кого русского народа , его помощь- угнетённым , отсталым народам в их борьбе против социального и националь­ ного гнёта. О собая идейная значимость повести Эристина «Сыны революции» состоит в том, что в ней правильно раскры ты объективны е закономерности р азви ти я исторического процесса. И з уродливого мира насилия и социальной несправед­ ливости А бдуркулла и М ундарбек нахо ­ дят выход только в пролетарской рево ­ люции. Писатель ярко показал н ер а зры в ­ ную и теснейшую св я зь партии с народ ­ ными массами. М ундарбек и А бдуркул ­ л а — это воспитанные партией организа­ торы трудящихся . Таким образом , значение этих пове­ стей Эристина состоит не только в под­ чёркивании идеи друж бы и пролетар ­ ской солидарности трудящ ихся различ ­ ных национальностей , но и в том, что в них писатель показал , как воспитыва­ лись и росли революционные к адры из среды народных масс. Т ем не менее необходимо отметить, что худож ественные достоинства, напри ­ м ер , повести «Волнение» не высоки. Об­ р а зы главных героев Б у р х а л е я и Эрбан­ тея недостаточно индивидуализированы , страдаю т схематичностью . А конец пове­ сти скомкан. Вместо художественного раскры ти я важны х событий в жизни героев писатель ограничился их простым перечислением . В 1 9 3 6— 1938 годах Эрилик Эристин' пишет большую повесть «Исполнение зав ещ ан ия» . Это одно и з п ервы х произ­ ведений якутской советской литературы , в котором отраж ена проблема рож дения нового советского человека . О сновная тема повести — показ пути крестьянина -середняка к Советской вла ­ сти. Главный герой Сонливый И ван — маломощный середняк . Это человек- тёмный, забитый , подверженный всево з­ можным суев ериям и предрассудкам . Он з ан я т лиш ь своей усадьбой, своей семь ­ ёй, а всё, что происходит вокруг , его не интересует . Поэтому и прозвищ е «Сонливый» . В. И. Л енин ука зы в ал , что в мелком- хозяйчике сидят две души: пролетарская и «хо зяйск ая» . Художник Эристин по­ к а зы в а е т эту двойственную природу се ­ р едн яка Сонливого, в котором живут вместе труж еник и частный собствен­ ник. К ак крестьянин -труж еник , он ненави ­ дел эксплуататоров , и в то ж е время , к ак частный собственник, боялся всякой перемены в жизни . Эта боязнь застав ­ л яет его не воспользоваться даж е теми:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2