Сибирские огни, 1953, № 4
Я кут И ван Душ а , герой из одноимён ного р а с ск а за , не похож на добродетель ного Григория из повести «Н еожиданная р адость» . Он активный участник рево люционного движения . Р або тая черно рабочим на бодайбинских золотых при исках , Иван под влиянием передовых русских рабочих проникается сочувст вием к революционному движению и принимает участие в знаменитой заб а стовке ленских рабочих в 1912 году. После ф евр ал ьской революции вместе с труж ениками родного наслега он участ в ует в борьбе з а социалистическую р е волюцию в Якутии и проводит распр е деление ф еодально -кулацких зем ел ь ср е ди бедноты , борется з а упрочение Со ветской власти в деревне . Кроме того, в этом р а с ск а зе Эристин с большой художественной убедительно стью подчёркивает единство классовы х интересов якутского трудового н арода и русского пролетариата . Зарож дение и рост революционного со знания у яку та И ван а писатель св я зы вает не только с определённым укладом жизни , но пока зы вает его и как р е зу л ь т а т прямого идейного вли яни я на него русских рево люционеров . Эрилик Эристин правильно уловил главное н аправление исторического р а з вития своего народа . Ещё в конце двад ц атых годов, в обстановке , когда бур ж у а зны е националисты пы тались вбить клин меж ду якутским и русским н арода ми, он хорошо понимал и чувствовал в еликое историческое значение борьбы русского н арода з а своё освобождение. Эта черта творчества Эристина глубоко св я зан а с прогрессивно-демократически ми национальными традициями якутско го н арода , традициями его нерасторжи мой друж бы с великим русским н аро дом. В рагов якутского н арода Эристин ви дел в лице представителей реакционной русской и якутской бурж уазии . Это внутренне ясное и правильное по нимание исторического процесса состав л я е т одну и з сильны х сторон творче ства Эристина. Эрилик Эристин, чуждый всякой на циональной ограниченности , п роявлял огромный интерес и к ж изни других братских народов . В обр а зах Б у р х а л е я и Эрбантея из повести «Волнение» писатель дал порт реты революционных борцов бурят-мон гольского н арода , борцов з а Великую О ктябрьскую социалистическую револю цию. А в повести «Сыны революции» Эристин рисует жизненны й путь к а з а х ских бедняков братьев Орунбаевых . Больш ой удачей автора я вл я е т ся об р а з русского революционера Андрея . Это — человек твёрдой воли и актив ной революционной устремлённости . Он ведёт упорную борьбу з а подготовку и воспитание больш евистских кадров . Под непосредственным идейным влиянием; Андрея выросли «Сыны революции» — А бдуркулла и Мундарбек. О браз А ндрея глубоко типичен. Он олицетворяет собой ведущую роль в ели кого русского народа , его помощь- угнетённым , отсталым народам в их борьбе против социального и националь ного гнёта. О собая идейная значимость повести Эристина «Сыны революции» состоит в том, что в ней правильно раскры ты объективны е закономерности р азви ти я исторического процесса. И з уродливого мира насилия и социальной несправед ливости А бдуркулла и М ундарбек нахо дят выход только в пролетарской рево люции. Писатель ярко показал н ер а зры в ную и теснейшую св я зь партии с народ ными массами. М ундарбек и А бдуркул л а — это воспитанные партией организа торы трудящихся . Таким образом , значение этих пове стей Эристина состоит не только в под чёркивании идеи друж бы и пролетар ской солидарности трудящ ихся различ ных национальностей , но и в том, что в них писатель показал , как воспитыва лись и росли революционные к адры из среды народных масс. Т ем не менее необходимо отметить, что худож ественные достоинства, напри м ер , повести «Волнение» не высоки. Об р а зы главных героев Б у р х а л е я и Эрбан тея недостаточно индивидуализированы , страдаю т схематичностью . А конец пове сти скомкан. Вместо художественного раскры ти я важны х событий в жизни героев писатель ограничился их простым перечислением . В 1 9 3 6— 1938 годах Эрилик Эристин' пишет большую повесть «Исполнение зав ещ ан ия» . Это одно и з п ервы х произ ведений якутской советской литературы , в котором отраж ена проблема рож дения нового советского человека . О сновная тема повести — показ пути крестьянина -середняка к Советской вла сти. Главный герой Сонливый И ван — маломощный середняк . Это человек- тёмный, забитый , подверженный всево з можным суев ериям и предрассудкам . Он з ан я т лиш ь своей усадьбой, своей семь ёй, а всё, что происходит вокруг , его не интересует . Поэтому и прозвищ е «Сонливый» . В. И. Л енин ука зы в ал , что в мелком- хозяйчике сидят две души: пролетарская и «хо зяйск ая» . Художник Эристин по к а зы в а е т эту двойственную природу се р едн яка Сонливого, в котором живут вместе труж еник и частный собствен ник. К ак крестьянин -труж еник , он ненави дел эксплуататоров , и в то ж е время , к ак частный собственник, боялся всякой перемены в жизни . Эта боязнь застав л яет его не воспользоваться даж е теми:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2