Сибирские огни, 1953, № 4

якутской советской прозы . В родной ли ­ т ер атур е в этом отношении он не имел предшественников. Поэтому можно счи­ тать , что создание первых крупных про­ заи чески х произведений в якутской со­ ветской литературе было навеяно непо­ средственным влиянием передовой рус ­ ской литературы . П редставить их з а ­ рож дение вне влияния русской литера ­ туры невозможно , ибо в дореволюцион­ ном якутском народном творчестве ос­ новными ж анрами являли сь лиш ь были­ ны — олонхо (стихотворные), песни и сказки , которые не могли сы грать опре­ деляющую роль в создании прозаиче­ ских жанров . Произведения Эристина с каждым го­ дом всё более и более насыщ ались острыми социальными мотивами. Они отразили собой качественный рост якут ­ ской литературы . Принципы социали ­ стического реали зм а наиболее яркое вы раж ение получают в повести «И спол­ нение завещ ания» и в первом якутском .романе «Молодёжь М арыкчана» , произ­ ведениях , занимающих центральное ме­ сто в творчестве писателя . ❖* Имя Эрилика Эристина стало по-на­ стоящ ему известным с момента появле­ н и я в печати повести «Н еожиданная р а ­ дость» (1928) , в которой он и зобразил потрясающую картину классового гнёта в дореволюционном якутском улусе . В повести расска зы вается о том, как после смерти крестьянина Семёна Чут­ кого, ж ена его В арвара с дочерью Ирин­ кой становятся батраками в доме богача Е лисея . Эристин обнажает его гнусное хищничество , необузданный произвол и деспотизм. Когда внезапно умирает Се­ мён, богач Елисей вместе с попом ср а зу о к а зали сь «обеспокоенными» тем , что, мол, вдова может выйти зам уж и про­ мотать имущество дочери. П ользуясь забитостью женщины , они, под видом передачи хозяйства сиротки под опеку, захватываю т её достояние. Духовному «отцу» з а отслужение похоронных обря ­ дов и з подопечного имущ ества вдовы выделяю т быка, корову , пуд масла , пять пудов пшеницы. А богач Елисей , чис­ лящ ий ся главным опекуном, забирает в свою пользу всё остальное её имуще­ ство. Правдиво и ярко нарисовал Эристин тяжёлую жизнь батрачек . Надломлен­ ны е непосильным трудом и доведённые до последней степени отчаяния , И ринка с матерью однажды ходили в улусную уп раву ж алов аться на своего притесните­ ля . Но там они не нашли защиты . Пи­ сатель показывает , как у В арвары и её дочери зарож дается и созревает жгучая- ненависть к хозяину-угнетателю . И нтересна эта повесть и тем, что в ней впервы е в якутской прозе затрагивается вопрос о прогрессивной роли русских политических ссы льных , подчёркивается их с в я зь с трудовыми слоями якутско­ го народа. С большой теплотой писатель п оказал молодого интеллигента-якута Григория , выходца из бедноты. Под влиянием русского политического ссы ль ­ ного Григорий проникся глубоким со­ чувствием к страдающим людям , лю­ бовью к ним. Однако образ Григория лишён необ­ ходимой реалистической полноты. Он по­ к а зан всего лиш ь как носитель абстракт­ ной идеи добра. П исатель не показал его человеком , активно борющимся за социальное равенство . Он не более как случайный и неожиданный и збавитель Иринки, её благотворитель . Глубокий социальный конфликт р а зр еш ается в по­ вести легко и просто, как-то вдруг. Гри­ горий неожиданно п риезж ает к богачу Елисею , неожиданно сватается к И рин ­ ке и увозит её, и збавив от эксплуатации и позора. Т резвое реалистическое содер­ ж ание всей повести пришло в явное противоречие с её концовкой. Столкно­ вение двух борющихся социальных сил по сущ еству снято и подменено благо­ творительностью идеально добродетель­ ного героя . Т ака я р а з в я з к а повести свя ­ зана , повидимому, с влиянием на писа­ теля ф ол ьклорны х мотивов. Р е зкий пе­ релом в судьбе несчастных персонаж ей в некоторых произведениях якутского ф ольклора происходит обычно благодаря добродетельному поступку какого-нибудь героя . Но, сл едуя этому, писатель и ска ­ зил жизненную правду произведения , ослабил силу его во здействия на чита­ теля. В р ас ск а зе «Х ачы гы р» и зображ ается уж асающ ее бесправие якутских батра­ ков. Хилый, безропотный , угрюмый, одетый в лохмотья мальчик , превратив ­ шийся в ж алкого р аб а и безропотно тер ­ пящий побои и оскорбления , рисуется Эристином как несчастная и беспомощ­ н ая ж ер тв а , неумолимо обречённая на гибель. Зд е сь нет уж е ни неожиданных радостей , ни добродетельных героев. Описывая трагическую участь и глу­ бокие пережи вани я подростка, Эристин знакомит нас с семьёй Х ачы гыра , р а с ­ кры в ая судьбу яку тских бедняков в ус­ ловиях байско-тойонского гнёта. Отец на работе у богача изувечил себе топо­ ром ногу. М ать от тяж ёлой ж изни ослеп­ ла. Хозяйство состояло только из одной коровёнки , но и ту за долги увёл князь . С емья расп ал ась . Все превратились в нищих. Х ачы гыр поступил батраком к богачу Константину . После бесчислен­ ных издевательств мальчик был убит ударом пинка в печень. Р а с с к а з «Х ачы гы р» — произведение глубоко реалистическое . В нём автор в заострённой форме воспроизвёл страш ­ ные, отвратительны е типические черты якутских богачей — их паразитизм , не­ вежество , жестокость, грубость.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2