Сибирские огни, 1953, № 4

«синее небо» , «белый свет» («Государе ­ вы ямщики»), «широкая дорога» («Уби­ в ец» , «Ф ёдор Бесприю тный») , Н емало у Короленко м етафор , в осо ­ бенности взяты х из области природы , и олицетворений . П рирода у него прини ­ м ает участие в судьбе человека («Сон М акар а» ) , помогает прояснить х ар ак т е ­ ристики действующих лиц. П ользуется он и такими приёмами, как контраст, гипербола . Во врем я ф ан ­ тастического путеш ествия М акара «м еж ­ ду каждыми двумя путниками леж али к ак будто ц елы е сотни или даж е тысячи вёрст». В ра сска зе «Ф ёдор Бесприют­ ны й» , чтобы показать весь ужас положе­ ния народа , рвущ егося из тьмы к свету , писатель гиперболически и зображ ает за ­ пущенность и м р ак старого леса: «Во м р ак е качались гигантские ветви , с та ­ ры е стволы стояли , точно великаны -при ­ зр аки , и ни одна зв е зд а не загл яды в ал а в чащ у , ни один луч не освещ ал тем ­ ноты» . Синтаксис произведений К ороленко х ар ак т ери зу е тся установкой на простоту, доступность. Писатель избегает слиш ком у слож н ён ны х синтаксических конструк­ ций, любит пользоваться простыми пред­ л ож ен и ям и , простым порядком слов. Со стороны сюжетно-композиционной его р а сск а зы и повести не отличаются слож ­ ностью . О собая м узы кальность , ритмическая ор гани зованность речи писателя такж е обусловл ены в сильной степени воздей ­ с т ви ем народной музы ки и песни. Усвоив харак тер народной лирической песни, всегда раскры вающ ей личную те­ му в тесном взаимодействии с социаль ­ ной , он воспринял вместе с тем её ли­ ри зм , музы кальность . Это особенно з а ­ метно в таких произведениях , как «Лес ш умит» , «С тарый звонарь» , «Слепой музы кант» , «Соколинец» , «Огоньки» . М узы кальность ск а з а л а с ь и в автор ­ с к и х описаниях природы , и в описании е ё действующими лицами . Так, в р а с ск а ­ з е В асилия о побеге с С ахалина м оре «поёт», «каменный б ер е г весь стоном стонет» , «по- тайге шум идёт» . Не сл у ­ чайно Чехов , считавший «Соколинец» с ам ы м выдающимся произведением по­ следнего времени , отмечал , что он «по­ строен , как хорош ая м у зы к ал ьн ая ком­ позиция» . Короленко — замечательны й пейза­ жист. П рирода у него ж ив ёт и дышит. Она св я зан а с человеком и помогает р аскры ть сложный мир человеческих переживаний и отношений. Так, суровы е пейзаж и Сибири подчёркиваю т тяж есть сущ ествовани я людей в этом пустынном к р а е в прошлом . В зависимости от на ­ строений человека одна и та ж е ночь у художника то «молчаливая и таинствен ­ н ая» , то « тоскливая» , то «задумчивая» , то «мирная и св е тл ая » . Н еизбежный аккомпанемент к п ейзаж ам — мысли и чувства автора . Он п р екрасно владеет искусством динамического пейзаж а , м а ­ стерски ри суя природу в движении , в изменениях . Одухотворение природы , ум енье под­ слуш ать е ё голоса придаёт реалистиче ­ ским п ей заж ам К ороленко в зволнован ­ ный , лирический х ар актер . Т аким обра зом , н ародн ая поэзия сы гр ал а в творч естве К ороленко колос­ сальную ро л ь . Обращ аясь к ней, он г л у б ­ же понимал и усв аив ал в згляды народа на ж и зн ь , проникал в смы сл созданных народом поэтических сокровищ . В годы реакции и упадка бурж уазно -дворянской литер атуры его р а с с к а зы говорили п р ав ­ ду о- ж изни н арода , о- его ищущ ей , м я ­ тежной душ е , вы р аж али непоколебимую в еру в то, что н арод освободит себя от цепей рабства . В его произведениях нарисована ш и рок ая картина револю ­ ционного подъём а народны х низов. Как привет приближ ающ ей ся русской рево ­ люции звучат чуд есны е аллегории «М гновение» (1900 ) и «О гоньки» (1901 ) . Основоположник социалистического р еали зм а А. М. Горький говорил , что в «великой р аботе строения новой Р о с ­ сии найдёт должную оценку и п р екр ас ­ ный труд честнейшего русского писателя В. Г. Короленко , челов ека с большим и сильным сердц ем » . Эти сл о в а воплоти­ лись в ж и зн ь . Советский народ ■— на­ следник всего лучш его , передового в к ул ь тур е прош лого — любит и чтит Короленко , великого художника слова , неутомимого п равдоискателя , пламенного публициста и общ ественного деятел я , внёсшего неоценимый вкл ад в историю русской литер атуры , общественной мыс­ ли и освободительного движ ения конца X IX и начал а XX века . П равдивы е кни ­ ги писателя -гум аниста в наши дни пол­ ностью сохранили своё больш ое п о знава ­ т ел ьное и худож ественное значение . В е­ лик а и воспи тательная сила этих книг, прививающих ненависть к мрачному про ­ ш лому и укрепляющ их советский патрио­ тизм , веру в силы человека , любовь к ж изни и труду , друж бу между н арода ­ ми. Б о р я с ь з а мир и коммунизм , з а о су ­ щ ествление исторических предначерта ­ ний X IX с ъ е зд а Коммунистической п ар ­ тии Советского Союза , наметившего грандиозную программу коммунистиче­ ского строи тельств а , мы береж ём , как ценнейш ее национальное достояние , рус- сную классическую ли тер атуру , неотъем ­ лемой частью которой стало наследие В. Г. Короленко .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2