Сибирские огни, 1953, № 4

вистью к господствующим верхам , Ко­ роленко вводит в своё произведение «В пустынных местах» остроумного сказоч- ника-сатирика Ефрем а . Бл естящ ий им­ провизатор , вкладывающий в готовые сказочны е ф ормы собственное содерж а ­ ние, Ефрем р а с ск а зы вает ск а зку о ж е ­ нитьбе в ахлак а на царской дочери , с ко­ торой мужик отнюдь не церемонится . «Собирается он навестить в деревне свое­ го брата ... Ц арь-тестюшка п риказы вает зап ряч ь золотую карету . «Н е надо, — говорит, — пешком пойду! — Ж ена , про ­ води меня з а околицу!» Ц аревна не см еет ослуш аться и покорно сл еду ет за мужем . Вышли за околицу ... В ахлак хлопнул е ё по бедру, ск а зал слово ... И с тал а и з царевны ... кобыла» . Очеркист подметил настроение слуш авш их ск а зк у бурлаков , их радостный смех , восхищ е­ ние тем , что «ц ар ская дочь везет в ахлака» . В устах Еф р ем а ск а зк а имеет ярко выраженную классовую н аправлен ­ ность и сатирическую заострённость . Это чувствуется уж е в зачин е сказки : «Н е в которым царстве , не в которым государстве , а именно в том, в котором мы живём ... Ох-хо-о... И дожились, грешны е , до того, что нет у нас ни­ чего ...» Немало рассыпано по страницам коро- ленковских творений пословиц и пого­ ворок, в лаконических образах вы р а ­ ж ающих многовековый житейский опыт народа . Влияние народной поэзии сказалось не только в использовании текстов пе­ сен , ск а зок , пословиц и т. п., но и в самом строе всего творчества Королен ­ ко, во многом определив его идейны е богатства. Оно отразилось и на худож е ­ ственной стороне его рассказов , придав им вы разительность и свежесть , искр ен ­ ность и страстность , лири зм и силу . Т ак , на народно-поэтической основе со з ­ даны его сибирские р асска зы , заним аю ­ щ и е почётное место в его, литературном наследии по своим идейным и худож е­ ственным достоинствам . Именно сибир ­ скими р ассказами он прочно вошёл в русскую и мировую литературу . В них он дал подлинно художественное и зо ­ бр аж ение сибирского быта, людей, при ­ роды , далёкое от фотографирования на ­ родной жизни . В сибирских произведе­ ниях показаны сложны е социальны е процессы , св я зан ны е с периодом бурно­ го развития капитализм а и , расслоения крестьянства . П роблема народа , с трем я ­ щ егося к правде и красоте человеческих отношений , по-своему сопротивлявш его ­ ся и борющегося, — основная проблема этих произведений. И зобр аж ая ра зли чны е социальны е слои Сибири, автор привлекал устное творчество крестьян , ямщиков , бродяг и арестантов, поэзию политической к атор ­ ги и ссылки . Н аряду с русским , большое место з ан ял о у него якутское народное творчество . Содерж ание его р ассказов во многом созвучно таким произведе­ ниям , как ру сск ая ск а зк а «П равда и кривда» , яку тски е ска зки «П р едск а за ­ тели судьбы» , «Эриен Вие» (пёстрая ко­ была), былина о Микуле Селяниновиче, якутские олонхо «Уолен Х ардааччы» , «Н оргун Боо тур С тремительный» , у р ал ь ­ с к ая легенда о Беловодском царстве . Сибирские р а сск а зы тематически пе­ рекликаю тся с дореволюционным н арод ­ ным творчеством . Т акова тема тяжести , беспросветности сущ ествования и бес ­ правия как трудовых крестьянских масс (землепашцев , ямщиков), так и той ча ­ сти народа , ко тор ая находилась на по­ ложении бродяг и тюремных узников . Вместе с тем в этих ра с ск а зах отчётливо вы раж ены о тр а зи вш и еся в народной поэзии с тр ем л ен ия к правде, лучш ей жизни , активное сопротивление и борь­ ба, которы е никогда не иссякали в нед­ рах народа . В сибирских р асск а зах Ко­ роленко неизм енно опирал ся на народ­ но-поэтические источники , на свободолю ­ бивые и протестантские настроения б них. Н а народно-поэтической основе со зд а ­ ны важнейш ие обр а зы сибирских рас ­ ска зов . Т аковы кр е с тьян е М ак ар и Ти- моха. Высоко ценя огромную преобра­ зующую роль труда , счи тая трудолюбие исконной чертой русского крестьянина , Короленко в «М арусиной заимке» сум ел по-своему и с большой силой вы р а зи ть настоящую «поэзию зем лед ельческого труда» , воспетую р ан е е Кольцовым , Н екрасовым , Г. Успенским . В этом р а с ­ с к а зе действует п ахарь Тимоха, кото­ рый , говоря словами сибирской каторж ­ ной песни, Не за пьянство и буянство. И не за ночной разбой Стороны родной лишился — За крестьянский мир честной. И на сибирских просторах е го корми ­ л а кр е с тьян ск ая работа . Древней , кров ­ ной любовью к зем ле , любовью былин ­ ного п ахаря Микулы С еляниновича , веет от колоритной ф и гуры Тимохи. «Героем своеобразного эпоса» к аж ется этот крестьянин , когда р а с ск а зы в а е т о своём столкновении с якутами , которы е счи ­ тали грехом р асп аш ку — «порчу» свя ­ щенной земли . Р у с с к и е люди, подобные Тимохе, сы гр али в Якутии большую роль: они учили якутский народ зем ле ­ делию. Х ар актерны т акж е обр а зы ямщиков Микеши («Государевы ямщики») и Фё­ дора Силина («Убивец»), заключённого Яшки , бродяг Ф ёдора Бесприютного , Ва­ силия («Соколинец») , Степана («М ару- сина заимка» ) . К ак и героев народных песен, легенд и ск а зо к , их отличают не­ удовлетворённость горькой действитель­ ностью, непрестанное стремление к иной, совершенной жизни . Любимые образы Короленко -— беспокойные, мятущ иеся люди, ищ ущие правды , счастливой доли*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2