Сибирские огни, 1953, № 4
выраж ению , «настоящ ей сказочной с тр а не всех веков и народов» . Э та «стран ная , почти волш ебная ск а зк а» заин тер е со в ал а его о траж ением в ней народных стремлений к правд е и счастью . Он с глубочайшим вниманием отнёсся к опи санию путеш ествия ка заков в л егенд ар ное Б еловод ско е цар ство — описанию, сделанному одним из участников путе ш ествия Г. Т. Хохловым . К этому произ ведению Короленко написал д аж е спе ц иальное предисловие . С живым любопытством относился художник и к устному творчеству ка- заков -некрасовцев , потомков И гната Н е кр асова , сподвижника К. Б ул ави н а , по восстанию 1707 года, покинувших Дон, чтобы и збеж ать царской кровавой р а с правы . В силу устойчивости основного словарного ф онда и грамматического строя я зы к а , некрасовцы сохранили в чужом краю национальную самобыт ность и чистоту родного я зы к а и поэзии , свою в еру и обычаи . О своих поездках к н екрасовц ам Короленко р а с ск а зы в ал в очерках «Н ад лим аном» , «Н аши на Д ун ае» , «Турчин и мы» . К ороленко высоко ценил искусство украинских кобзарей и бандуристов . В 1 9 0 5 г. он с волнением сл уш ал на пол тавской базарной площ ади коб зар я Кра- ченко , исполнявш его думу «Ч ёр н а я не д е л я в С орочинцах» , записал текст думы и зари совал ф и гуру певца . Дума клеймит одного и з ц арских палачей — Б а р аб аш а , который руководил действия ми к а зач ь е го к арательного о тряд а в Со рочинцах , и был убит крестьянами . Этим собы тиям посвящ ена знам енитая с т а т ь я В. К ороленко «С орочинская т р а гедия» . В лияни е украинских песен, легенд , пословиц, сказок , украинского юмора и я зы к а чувствуется во- м'ногих прои зв е дениях писателя . III К ороленко , как и Горький , счи тал на родную поэзию первоисточником словес ного искусства , необходимым элементохм литер атуры и многие свои произведения построил на народно-поэтической осно ве. П ока зател ьн а в этом отношении по весть «Слепой м у зы кан т» , где м у зы к ал ьно е чувство героя возникает под воздействием украинской народной му зы ки и песни и принимает формы , род ственны е им. Н ародное творчество , обр а зы его со з дателей и исполнителей нашли широкое о тр аж ени е в худож ественных произведе ниях К ороленко , а такж е в его дневни ках , письмах , записных книж ках . Это я вл я е т с я резул ьтатом непосредственного общ ения с народом-творцом , а не книж ных только изучений . И споль зуя собранны е народно-поэти ческие богатства , Короленко нередко , как настоящий этнограф -фольклорист , стремится точно воспроизвести текст и, н ар яд у с этим , многое даёт в поэтиче ской е го переработке . Многообразием и оригинальностью отличаются вклю чённые в е го произведения м атериалы из этой области . В художественную ткань своих произведений В. Королен ко искусно вплетает легенды , песни, ска зки . В очерках «В пустынных ме стах» и в р ас ск а зе «Художник Алымов» приведена легенда о невидимом гр ад е Китеже . Л егенды , порождённые голод ным годом, упоминаются в очерках «В голодный год» и «Земли ! земли!» . П ре дани я о пугачёвщ ине прони зы ваю т очерки «У к а зако в» , статью «П угачёв ск ая л егенд а на У рале» . В р ас ск а зе «Ночью» использована легенда о рож дении человека и о чёрте , похищающем грешника . В р асск а зе «М ороз» — ск а з о зам ёр зш их и оттаявш их словах . Его перу принадлежит т акж е «Л егенда о ц ар е и декабристе» , р аскры в ающ ая на строения нижегородского дворянства в период «освобождения кр естьян» , и много' других легенд и ска зок . Обнару ж и в ая большую наблюдательность и ос ведомлённость , В. Короленко передаёт своеобразный х ар а к т ер песен русских , украинских , якутских , особенности их содерж ания , худож ественной формы и мелодики . Им обрисована и социально психологическая обстановка , в которой исполнялись песни. В. Короленко чрезвы чайно внимателен к творческой личности певцов и ск а зо ч ников. Многочисленные обр азы их в произведениях Короленко говорят о вы дающ ихся д аров аниях народа , не имев шего в то в рем я простора дл я своего р азвити я . Ч и тателя волнует трагиче ск ая судьба деревенского парня Анто- ся («И стория моего современника» ) , чей выдающийся м у зы кальны й талант зачах в условиях крепостничества: самодур- барин неоднократно р а збив ал его сам о дельную скрипку . Обаятелен и обра з одарённого банду- риста-импровизатора Опанаса («Л ес шу мит»). По его словам , «в песне правда , как золото , что никогда его рж а не ест» . Этой правдой дышит м у зы к а и п есня Опанаса. В руках гордого , свобо долюбивого и смелого потомка гайдам а ков не замы слов атая бандура ум ела пе редать , «как сух ая бы линка шепчет на высокой казац кой могиле» , как «над паном , над Иваном чёрный ворон кря- чет» . Бандури ст не только поёт о мести, но и вы ступает как народный мститель, у к л ады вая барина-крепостника , вместо постели , в сы рую землю . В произведениях В. Короленко з а р и сованы обра зы даровиты х сказочников , переданы и самые ск а зки , восхищ авшие ав тор а своим дем ократическим гум аниз мом и смелостью поэтической фантазии . Высоко ценивший сатирические на родны е сказки с их неприкрытой н ен а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2