Сибирские огни, 1953, № 4

ющ ем году — п ервая книга очерков и рассказов , о которой восторженно ото­ зв ал ся Чехов. И склю чительна роль Сибири в твор ­ честве писателя . С сылка столкнула его с судьбой, думами и чаяниями глубо­ чайших народных низов , сблизила с «го­ сударственными преступниками» , участь которых зн ам еновала д л я чуткого худож ­ ника н арастани е стихийного протеста в массах . Сибирские впечатления опло ­ дотворили творчество писателя-гума- ниста в тематическом , идейном и худо­ ж ественном отношении. Они явились благодатной почвой, на которой выросли его чудесные сибирские расска зы и очерки (их насчитывается до 30); они дали содерж ание концу третьей и всей четвёртой части монументального произ­ ведения «И стория моего современника» (1 9 0 6— 1921 гг.), являющ егося правди­ вой панорамой русского быта 6 0 — 80-х годов. Н асыщ енны е острым социальным содерж анием , разоблачающ ие ж есто ­ кость и хищничество хо зяев старой Си­ бири, р а сск а зы Короленко, облечённы е в высокохудожественную форму , яви ­ лись новым словом в ли тер атур е того времени и о к а зали большое благотвор­ ное влияние на дальнейш ее развити е «сибирской» беллетристики . Сибирские расска зы подвергались цензурным репрессиям то з а «моральное превосходство каторжника» («Фёдор Бесприю тный») , то за «богохульство» («Сон М акара» ), то за яркосочувствен ­ ное и глубоко лирическое изображ ение о б р а з а молодой русской революционерки («Чудная» ), П реследовала ц ен зур а и «Воспоминания б Ч ерныш евском» . Про­ блема народа стала основной проблемой творчества Короленко, причём его вни­ м ание бы ло приковано прежде всего к протестующей части крестьянства . Т а ­ ков бедный многострадальный М акар , выступивший поборником правды «(Сон М акара» ) , ищущий справедливости Фё­ дор Бесприю тный ; Яш ка-стукалыцик , протестующий против б е з закони я и про­ извола (из одноимённого рассказа ) . В предреволюционную эпоху, когда Р у с ь просыпалась от п атриархального сна, «этот большой и красивый писа­ тел ь ск а зал о русском н ароде многое, что до него никто не умел ск а за ть» (Горький). В типическом о б р а з е к р естья ­ нин а Тюлина («Р ек а играет») олицетво ­ рён угнетённый и обездоленный народ , который в решительный момент покаж ет свою несокрушимую всепобеждающую мощь. Короленко , как в своё вр ем я и рево­ люционные демократы , полагал , что о с ­ новной движущ ей силой истории я вл я е т ­ ся крестьянство . Но в изображ ении к р е ­ стьянства он был далёк от народниче­ ских представлений о нём. Любовно под­ ч ёр ки в ая в н арод е вольнолюбие и стр ем ­ лени е к лучш ему , писатель вместе с тем проницательно отм ечал р а зли чны е про­ явл ения невеж ества и косности, порож ­ дённы е в народной с р ед е веками раб­ ства , а т а кж е расслоение крестьянства на бедняков и богачей. В противоположность народникам , он видел р азвити е капитализм а и, подобно своим великим учителям , был про зорли ­ вым и см елым его критиком («П авлов ­ ски е очерки» , на которы е ссы лал ся В. И. Л енин , и други е произведения). Он горячо сочувствовал порабощ ённым и борющимся народам всех стран и по­ нимал общность их интересов . К ак и р е ­ волюционные д ем ократы , он был далёк от восхищ ения западно-европейскими бурж уазным и «свободами» . В 1893 г. писатель соверш ил поездку на Чикаг ­ скую вы ставку в Ам ерику чер е з Ш в е ­ цию, Данию и Англию . В. Короленко своими гл а з ам и увидел продажность прессы , куплю -продажу голосов в изби­ рательны х кампаниях , всевластие капи ­ т ала , с одной стороны , безработицу , ни ­ щ ету , толкающ ую на самоубийство, — с другой . Поэтому он писал , что «ни одно учреж дени е во всём мире не до­ ставляет человеческому остроумию столько м атери ал а д л я сатиры , к ари к а ­ туры , и насм еш ки» , к ак английский пар ­ ламент. П ервокл ассная чи кагская бойня «ф абри ка смерти» предстал а перед ним как символ всей капиталистической Ам е­ рики , свобода которой есть свобода «рвать дру г другу горла» . В письме и з Чикаго он говорит, что «вся ам ери кан ­ ск ая история — чуть ли не огромная бойня» . З а ширмой п рославленны х «сво­ бод» скры в али сь «следы подлого кр е ­ постничества» . « . ..Ц елы й н арод быстро , как т р ав а от пож ара , исче зает с лица земли , — писал К ороленко об индей ­ цах. — ...Что могло бы внести в общ е­ человеческую к у л ь туру всё это дарови ­ тое плем я , с его своеобразным запасом жизненной силы и чувства , — если бы его подвергнуть естественному влиянию христианской культуры , общ ественности и науки , — этого никто уж е и никогда не у зн ает , потому что ж и зн ь целого пле­ мени уничтожена почти на наших г л а з ах и целый народ убит» . В многообразном творчестве писателя дана правдив ая кар тин а неисчислимых бедствий людей при несправедливом со ­ циальном строе . К ак суровый приговор волчьим законам капитализм а про звуча ­ ли его р а с ск а зы о детях крестьян , рабо­ чих, ямщ иков , нищих , лиш ённых счаст ­ ливого детства и обречённы х на голод и вымирание . («В голодный год», «П ав ­ ловские очерки» , «Н а заводе» , «П ослед­ ний луч» , «В дурном обществе»). Эти см елы е обличения капитализм а не у тр а ­ тили си лы и по сей день. Короленко плам енно любил свою ро ­ дину, её я зы к и природу , деятельно бо­ ролся з а свободу родного народа . Он был убеждён , что1 «человек создан для счастья , как птица дл я полёта» , что в его многонациональной стране , когда она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2