Сибирские огни, 1953, № 4
Естественно , что каж дый ш аг местного чиновничества , направленный на притес нение трудящ ихся якутов , встречал со стороны Черныш евского резко отрица тельную реакцию . — Вы, — говорил Ч ерныш евский местному чиновнику ,— презир ае те яку тов, н а зы в а я их тварями , но в едь к аж дый яку т — человек и р ав ен не только вам , но даж е выш е вас. Он я вл я ется производительной силой , а вы потреби тельной . Не будь якута , у вас не было бы м асла , мяса , рыбы , дров , избы , в которой живёте , и прочего необходимого в до машнем обиходе. П озвольте спросить, что вы даёте якутам в зам ен всего этого?1 Т рудящ и еся яку ты видели в Ч ерны шевском своего горячего друга , заступ ника , он, когда-то писавший, что «исто рическое значение каждого русского че л о век а и зм еря ется заслугами Родине , его человеческое достоинство — силою его п атриоти зм а» , в колониальной Я ку тии такж е видел свою Родину , а в её населении — своих соотечественников. Он любил этот обездоленный край , его народ и всей силой своей души ненави дел угнетателей Якутии — царских са трапов, м естных тойонов и баев. Им ея право лиш ь в дневное вр ем я со в ерш ать прогулки в окрестностях горо да и посещ ать знакомы х , Ч ерныш евский чащ е чем где-либо бы вал в юртах , где ю тилась беднота. Всегда справедливый и прямодушный , он зав о ев ал искреннюю любовь и располож ение к себе. Я куты , те, что жили в городе, и те , кто при е з ж ал и з улусов , часто н авещ али Н иколая Г авриловича . «Они видели в нём н р ав ственную и умственную си лу»2. Этот отзы в одного и з жителей Ви- люйска можно дополнить следующим местом и з р а с ск а за Вл. Короленко , запи санного со слов унтер -офицера Щ епина: «Ч ерныш евский был добр бесконечно, всем готов был помочь, особенно якутам , а тем более в болезни . К Ч ерныш евско му часто п рие зж али якуты . Любили они его. Приедут, бывало , и спросят: «Е сть Никола»? Ч ерныш евский сейчас ставит самовар и поит их чаем . По-якутски он сам не говорил ни слова , но урядники яку ты переводили ему . Ч ерныш евский любил копать канавы и осушил к ан ав а ми много болотистых мест, сделав их годными к сенокошению дл я якутов . Я куты и теперь зовут эти канавы и л у га «Н иколиными»3. Черныш евский был всегда готов чем- нибудь помочь забитому и отсталому местному населению . «Я даю мудрые со веты относительно зем л ед елия , ухода за 1 Журнал «Сибирский архив», февраль, 1912, № 4, стр. 207. Запись Овчинникова со слов чиновника О. Жукова. 2 М. О в ч и н н и к о в . Из жизни Н. Г. Чер нышевского. «Сибирский архив», февраль, 1921, № 4 „ стр. 247. 3 М. Я. С т р у м и н с к и й. «Н. Г. Черны шевский в вилюйской ссылке». лошадьми, я , не умеющий отличить со х у от плуга , старую лош адь от жеребёнка ,, и всё-таки мои советы действительно мудры» , писал он однажды к своим род ным 1. Согласно единогласному у тверж дению лиц , знавш их Черныш евского в Вилюйске, он давал якутам всевозмож ные советы по р азличным житейским вопросам , лечил больных , делился с бедняками своими скудными запасами , выступал в качестве третейского судьи, когда к нему обращ ались якуты , и «что Ч ерныш евский поставил при р а збир а тельстве дела , то беспрекословно и при н и м а л о с ь ^ . И в Вилюйске, живя под замком , Черныш евский д ел ал попытки влиять на народ , объяснять ему его положе ние, в селять в его сознание чувство глу бокой неудовлетворённости существую щими порядками . П римечательно , что впервы е в якутской историографии он открыл эксплуататорский хар ак тер ха- сааса , представляющ его собой заву али рованную отработочную докапиталисти ческую ренту . Р а зоблач ение эксплуата торской сущности х а сааса Ч ерныш ев ский сделал не в учёном трактате , рас- с.читаном на специалиста-читателя , а в живой беседе с якутами , подвергавшими ся такому виду эксплуатации . «Он убеди тельно и с ф актами в ру к ах доказы вал своим собеседникам , что в зявш ий коро ву на прокорм кормит её в большой убыток себе»3. Иногда затр агив ались и ещё более серьё зны е вопросы . «В бесе де с рабочими и б атр ак ам и ,— р а с ск а зы вал вилюйский старожил С. Д. Томский, — Ч ерныш евский часто говорил , что на ступит время , когда исчезнет гнёт ц аря , богатеев и тойонов, и все люди получат равнопр ави е»4. З адуш евны е беседы Н. Г. Ч ерныш ев ского с простыми людьми имели боль шое влияние на них. Я куты говорили о нём как о человеке редкостном и отно сились к нему с величайшим почтением и уважением . В самы х р азнообразны х житейских случаях , когда дело касалось Н. Г. Черныш евского , они считали сво ей обязанностью проявить заботу по от ношению к нему. В своих письмах и з Вилюйска Ч ерны шевский постоянно отмечал трудовое братство русских и якутских трудящ их ся масс. Он ясно видел , что уж е тогда трудящ и еся яку ты с глубоким уваж ени ем относились к трудовым массам рус ского народа , приносящим в Якутию пе редовое производство и культуру . С дру гой стороны , он видел , что русские в Якутии , в свою очередь , чутко и внима 1 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Полное собр. соч., т. XIV, стр. 544. 2 М. Я. С т р у м и н с к и й . «Н. Г. Черны шевский в вилюйской ссы лке », стр. 32—102. 3 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Полное собр. соч., т. XV, М. 1950, стр. 397. 4 М. Я. С т р у м и н с к и й. «Н. Г. Черны шевский в вилюйской ссылке», стр. 100.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2