Сибирские огни, 1953, № 4
сины , леж ащ ий прямо под корой, а не сам ая кора , пласт, подобный липовому лыку . Его и сдирают с дерева в виде лы к а , сушат, решут — и выходит лы ко в ая лапш а , её даж е толкут, сильно вы сушивши, — и выходит нечто подобно какому-нибудь сору , и едят это снадобье и даж е х в а л я т » 1. В неменьшей степени был поражён вилюйский узник и забитостью , темно той, придавленностью якутского н аселе ния. «Они при встрече снимают шапку за 20 шагов и стоят (на 30-градусном морозе) с открытыми головами ... Как тут быть с ними? По-русски они не по нимают. Я д елал так: подхожу, беру у этого встречного шапку из его рук и на деваю ему на голову, потом отхожу, кланяю сь ему и надеваю свою шапку, показываю ему знаками , что и он дол жен так делать: поклонился и опять на д ен ь шапку, а стоять без шапки на мо ро зе и ждать , пока я пройду несколько десятков сажен , это лишнее. Многие по нимали эту мою процедуру с первого приём а . Но многие —- лиш ь начну про тя ги вать руку , чтобы надеть его шапку ему на голову, пускались бежать от ме ня, воображ ая , что я намерен драться , отбежит, стоит и смотрит, бегу я за ним бить его. Я рассмеюсь, тогда он поймёт, что ошибся, тоже хохочет... Что это та кое? Люди ли это или хуж е забитых со бак , животные, которым нет имени? — Люди , и добрые, и не глупые, даж е мо жет быть даровитее европейцев (говорят, что якутские дети учатся в школе луч ше русских). Но это ж алкие , нищие ди к ари , каких нет ж алче на свете, дикари, подобные готентотам, хуж е негров Цент ральной Африки»2. Именно поэтому он питал жгучую не нависть к местному чиновничеству, бо гачам и относился к ним с нескры вае мым презрением . Все, кто хорошо знал Чернышевского в Вилюйске, в один го лос утверждали , что он не заводил зна комства с начальством , что при встрече с чиновными лицами , попами, купцами и богатеями старался пройти мимо, как бы не зам еч ая их. Напротив, к бедня кам Ч ерныш евский относился очень приветливо и с большой любовью. «При встрече с батраками или рабочими, не сущими топоры, грабли или вилы , он в сегда останавливался , здоровался и вступал в беседу. Не зн ая якутского я зы к а , он похлопывал собеседника по л л е ч у и кл анял ся , вы р аж ая этим свою симпатию к батракам» — сообщал старо ж и л г. Вилюйска С. Д. Томский3. Благородной любовью к человеку проникнуто и следующее признание са- 1 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Полное собр. соч., т. XIV, стр. 518. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в,с к и й. Полное собр. соч., т. XIV, стр. 518—519. 3 М. О в ч н н н и к о в. Из жизни Н. Г. Чер нышевского (рассказ Олимпия Фомича Жу кова). «Сибирский архив», февраль, 1912, .№ 4, стр. 247. мого Н иколая Гавриловича. «Я давно приобрёл привычку подавать руку всем, с кем говорю: подаю руку и всякому якуту , который , встретившись со мною на улице , остановится ска зать мне: «здо ро в о»1. Великий русский демократ, стоявший во главе нового направления в русской науке , одним из первы х среди русских историков выступил в защ и ту угнетён ной народной массы любой националь ности и п ервым проблему нации ставил не как этнографическую , а как соци альную проблему . Н. Г. Ч ерныш евский энергично вы сту пил против р аси зм а и деления народов на исторические и неисторические, что усердно пропагандировалось реакцион ными бурж уазными историками Зап ада и России. Он ещ ё задолго до якутского периода, в книге «Антропологический принцип в философии» , очень ярко и зо бразил черты сходства истории самых разны х народов. Р ассм атри вая такие далёкие друг от друга по своему уров ню р азвити я народы , как англичане и якуты , Николай Гаврилович писал: «Ог лавление книги о яку тах точно таково же, как оглавление книги об англича нах: почва и климат , способы добывания пищи, жилищ а , одежда , пути сообще ния, торговля и т. д. Как? спрашиваете вы себя: неуж ели у якутов есть и пути сообщения и торговля? Д а , разум еется , есть как и у англичан , разниц а только та, что у англичан эти явл ен ия общест венной жизни сильно развиты , а у яку тов они ра звиты слабо. Зародыш один и тот же: р а зви в ается повсюду по одним и тем ж е законам , только обстановка у него в р а зны х местах различн а , оттого различно и р а звити е»2. Условия существующего общ ественно го строя — вот что я вл я е т ся , по мысли Черныш евского , причиной отсталости народов , не приобщ ённых к достижени ям современной культуры . А после ви- люйской ссылки в предисловии к V III тому «В сеобщ ей истории» Вебера он пи сал , что «рабовладельцы были люди бе лой расы , невольники — негры , потому защ и та р абства в учёны х трактатах при н ял а ф орму теории с коренным р а зли чием между ра зным и расами людей»3. Подвергая жестокой критике эту чело веконенавистническую расовую теорию, Черныш евский р а зви в ал научный в згляд на вопрос о происхождении расовых различий : «все р а сы произошли от од них предков. Все особенности, кото рыми отличаются они одна от другой, имеют историческое происхождение»4. 1 М. Я. С т р у м и н с к и й . «Н. Г, Черны шевский в вилюйской ссылке», стр. 100. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Избранные философские сочинения. Соцэкгиз, 1928, стр. 256—257. 3 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Полное собр. соч., т. X, стр. 809. 4 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Полное собр. соч., т. X, стр. 819. 11. «Сибирские сгни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2