Сибирские огни, 1953, № 4

вития литер атуры и искусства в России и до сих пор во многом не утратили своего значения . В вопросах литературной критики и ли тературоведени я Ч ерныш евский был верен своим революционно-демократиче­ ским , политическим и философ ским в згл ядам . Он в ёл решительную борьбу против идеалистической теории «чисто­ го и скусства» , «и скусства для искусст­ в а» , оторванного от жизни , от зад ач р е ­ волюционной борьбы . П родолж ая рево ­ люционно-демократическую традицию литературной критики В. Г. Белинского , Ч ерныш евский вместе со своим сорат­ ником Н. А. Добролюбовым высоко под­ н ял зн ам я демократической и реали сти ­ ческой эстетики . К амня на камне не оставил Ч ерны ­ ш евский от господствовавшей тогда ге­ гелевской идеалистической теории ис­ кусства , утверж давш ей , что искусство выш е действительности , что ц ель его — создание некой «чистой» , «вечной» кра ­ соты , независимой от жизни , оторванной от неё , более того, стоящ ей над ней. Т а к а я «теория» бы ла на руку реакции — крепостникам и их пособникам либе­ р ал ам , чтобы выхолостить литературу , лиш ить народ в борьбе з а своё осво­ бождение такого мощного оруж ия , как литература . Ч ерныш евский в основу своей эстети ­ ческой теории положил руковод ящ и е принципы м атериализм а . В соответствии с ними он страстно бичует безидейность в искусстве , уход от ж изни в какой-то нераскры тый , несущ ествующий мир «высш его дух а» . Подлинное искусство должно исходить от ж изни и не только воспроизводить её , но и объ я сня ть её с точки зр ен и я интересов народа: «Вос­ произведение жизни , — писал он, — об­ щий характеристический признак искус­ ства , составляющ ий сущность его, часто произведения искусства имеют и другие зн ачени я — объ я снен и я ж изни , часто имеют они и значение приговора о я в л е ­ ниях жизни» . Следовательно , в сл уж е ­ нии человеку , благу народа , в р а зоб лач е ­ нии лж и и подлости эксплуататоров , в при зы в е к борьбе — в этом видел Ч ерны ­ шевский основное назначение искусства . В противовес реакционной идеалисти­ ческой эстетике Ч ерныш евский выдви­ нул свою глубоко материалистическую формулу : «П рекрасно е есть ж изнь» . Однако п р екр асн а не в с я к а я ж изнь , а та , которая отвечает интересам народа , передовым представлениям о ней, та ж изнь , в которой деятельность человека н апр авл ена на то, чтобы сделать жизнь ещ ё лучш е , прекраснее . И з этой фор ­ мулы Ч ерныш евского вы текали и поли­ тические выводы — о необходимости революционной борьбы з а освобождение от социального гнёта , который не даёт подняться народу , калечит его физиче­ ски и духовно. Понятие о прекрасном имеет классо ­ вый х арактер . У господствующих клас­ сов это понятие — понятие барское , оно искаж ено , изуродовано эксплуатацией человека человеком , погоней з а нажи ­ вой, насилием и корыстью . Н аоборот, у н арода , у рабочего клас ­ са, борющегося з а переустройство ж и з ­ ни на глубоко прогрессивных социали ­ стических, подлинно человеческих на ­ ч а л а х ,— у него понятие о прекрасном не отвлечённо . Оно вы текает и з жизни,, и з революционной борьбы з а лучш ее будущее , оно благородно , создано волею и гением человека и служит ему, что­ бы поднять его на ещ ё более в ели кие исторические деяния . Ч ерныш евский учил , что перед искус­ ством , кроме познания жизни , стоит з а ­ дача — научить людей правильно по­ ним ать и оценивать общ ественны е я в л е ­ ния, что литературу и искусство надо р асценивать , как святое служ ение на­ роду. Передовые , материалистические прин­ ципы эстетики Черныш евского поднима­ ли роль литер атуры и искусства в духе идей революционно-демократического- движ ения з а уничтожение крепостниче­ ства , сам од ерж авия и эксплуатации . Эти идеи о к а зали исключительное влияние н а развити е критического р е али зм а не только в русской ли тер атур е 5 0 — 60 -х годов, не только в русской живописи и м у зы ке , — они имели мировое значение в борьбе против р а зли чны х бурж уазны х реакционны х в зглядов на литер атуру и искусство. Н. Г. Ч ерныш евский бы л гениальным продолж ателем Белинского в области литературной критики . В «О черках го­ голевского периода русской литерату ­ ры » и в других литературно-критиче­ ских произведениях Ч ерныш евский по­ к а з а л , что Пушкин со здал новую ру с ­ скую литературу , поднял её значение до уровня национального дела , что Гоголь утвердил в русской литер атур е крити ­ ческое направление , которое необходи­ мо р а зви в а ть дал ьш е в духе революци ­ онно-демократической борьбы . Ч ерны ­ ш евский о к а зал большое влияние на творчество Н екрасова , которого считал « гениальнейшим из всех русских поэ­ тов» . Он с исключительной глубиной определил значение творчества С алты ­ кова-Щ едрина , JI. Толстого, Т ургенева , Островского. Под непосредственным воздействием его идей р а зви в алось твор­ чество таких писателей , как Глеб Успен­ ский, Короленко , Иван Франко , Панас Мирный , А . Ц еретелли . Революционны е в згл я ды Т. Г. Ш евченко ск л ады в али сь такж е под влиянием Черныш евского . М атериалистические идеи Ч ерныш ев ­ ского помогли развитию русского есте­ ствознания , которое дало таких великих, учёных , к ак Сеченов и Менделеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2