Сибирские огни, 1953, № 4
вития литер атуры и искусства в России и до сих пор во многом не утратили своего значения . В вопросах литературной критики и ли тературоведени я Ч ерныш евский был верен своим революционно-демократиче ским , политическим и философ ским в згл ядам . Он в ёл решительную борьбу против идеалистической теории «чисто го и скусства» , «и скусства для искусст в а» , оторванного от жизни , от зад ач р е волюционной борьбы . П родолж ая рево люционно-демократическую традицию литературной критики В. Г. Белинского , Ч ерныш евский вместе со своим сорат ником Н. А. Добролюбовым высоко под н ял зн ам я демократической и реали сти ческой эстетики . К амня на камне не оставил Ч ерны ш евский от господствовавшей тогда ге гелевской идеалистической теории ис кусства , утверж давш ей , что искусство выш е действительности , что ц ель его — создание некой «чистой» , «вечной» кра соты , независимой от жизни , оторванной от неё , более того, стоящ ей над ней. Т а к а я «теория» бы ла на руку реакции — крепостникам и их пособникам либе р ал ам , чтобы выхолостить литературу , лиш ить народ в борьбе з а своё осво бождение такого мощного оруж ия , как литература . Ч ерныш евский в основу своей эстети ческой теории положил руковод ящ и е принципы м атериализм а . В соответствии с ними он страстно бичует безидейность в искусстве , уход от ж изни в какой-то нераскры тый , несущ ествующий мир «высш его дух а» . Подлинное искусство должно исходить от ж изни и не только воспроизводить её , но и объ я сня ть её с точки зр ен и я интересов народа: «Вос произведение жизни , — писал он, — об щий характеристический признак искус ства , составляющ ий сущность его, часто произведения искусства имеют и другие зн ачени я — объ я снен и я ж изни , часто имеют они и значение приговора о я в л е ниях жизни» . Следовательно , в сл уж е нии человеку , благу народа , в р а зоб лач е нии лж и и подлости эксплуататоров , в при зы в е к борьбе — в этом видел Ч ерны шевский основное назначение искусства . В противовес реакционной идеалисти ческой эстетике Ч ерныш евский выдви нул свою глубоко материалистическую формулу : «П рекрасно е есть ж изнь» . Однако п р екр асн а не в с я к а я ж изнь , а та , которая отвечает интересам народа , передовым представлениям о ней, та ж изнь , в которой деятельность человека н апр авл ена на то, чтобы сделать жизнь ещ ё лучш е , прекраснее . И з этой фор мулы Ч ерныш евского вы текали и поли тические выводы — о необходимости революционной борьбы з а освобождение от социального гнёта , который не даёт подняться народу , калечит его физиче ски и духовно. Понятие о прекрасном имеет классо вый х арактер . У господствующих клас сов это понятие — понятие барское , оно искаж ено , изуродовано эксплуатацией человека человеком , погоней з а нажи вой, насилием и корыстью . Н аоборот, у н арода , у рабочего клас са, борющегося з а переустройство ж и з ни на глубоко прогрессивных социали стических, подлинно человеческих на ч а л а х ,— у него понятие о прекрасном не отвлечённо . Оно вы текает и з жизни,, и з революционной борьбы з а лучш ее будущее , оно благородно , создано волею и гением человека и служит ему, что бы поднять его на ещ ё более в ели кие исторические деяния . Ч ерныш евский учил , что перед искус ством , кроме познания жизни , стоит з а дача — научить людей правильно по ним ать и оценивать общ ественны е я в л е ния, что литературу и искусство надо р асценивать , как святое служ ение на роду. Передовые , материалистические прин ципы эстетики Черныш евского поднима ли роль литер атуры и искусства в духе идей революционно-демократического- движ ения з а уничтожение крепостниче ства , сам од ерж авия и эксплуатации . Эти идеи о к а зали исключительное влияние н а развити е критического р е али зм а не только в русской ли тер атур е 5 0 — 60 -х годов, не только в русской живописи и м у зы ке , — они имели мировое значение в борьбе против р а зли чны х бурж уазны х реакционны х в зглядов на литер атуру и искусство. Н. Г. Ч ерныш евский бы л гениальным продолж ателем Белинского в области литературной критики . В «О черках го голевского периода русской литерату ры » и в других литературно-критиче ских произведениях Ч ерныш евский по к а з а л , что Пушкин со здал новую ру с скую литературу , поднял её значение до уровня национального дела , что Гоголь утвердил в русской литер атур е крити ческое направление , которое необходи мо р а зви в а ть дал ьш е в духе революци онно-демократической борьбы . Ч ерны ш евский о к а зал большое влияние на творчество Н екрасова , которого считал « гениальнейшим из всех русских поэ тов» . Он с исключительной глубиной определил значение творчества С алты кова-Щ едрина , JI. Толстого, Т ургенева , Островского. Под непосредственным воздействием его идей р а зви в алось твор чество таких писателей , как Глеб Успен ский, Короленко , Иван Франко , Панас Мирный , А . Ц еретелли . Революционны е в згл я ды Т. Г. Ш евченко ск л ады в али сь такж е под влиянием Черныш евского . М атериалистические идеи Ч ерныш ев ского помогли развитию русского есте ствознания , которое дало таких великих, учёных , к ак Сеченов и Менделеев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2