Сибирские огни, 1953, № 4

ныш евский был поселён сн ачал а в А ст­ р ахани , а потом почти перед самой см ертью ему было р а зр еш ен о жить в родном С аратове . В 1889 году, 17 ок­ тября , Н иколай Гаврилович умер . * М ировоззрение Н. Г. Ч ерныш евского , к ак предш ественника м аркси зм а в Р ос ­ сии, было глубоко революционным и пе­ редовым . Источники его мирово з зрени я — в згл яды Ломоносова , Р адищ ев а , де­ кабристов , Б елинского , т. е. ру сск ая м атери алистическая ф илософ ия с её оп­ ределённой политической действенно­ революционной целеустремлённостью . В вопросах будущего устройства об­ щ ества Ч ерныш евский был социалистом- утопистом. Он мечтал о п ереходе к со­ ц иали зм у ч ер е з старую , п олуф еод аль ­ ную общину , считая , что она при извест­ ных услови ях даст возможность мино­ вать капитализм . Это объ я сн я ется тем, что Ч ерныш евский не мог в 60 -х годах прошлого в ек а видеть, что только р а з ­ витие капитализм а и рабочего кл асса обеспечат м атери альны е условия и р е ­ волюционную силу дл я осущ ествления социали зм а . Однако в згл яды Ч ерныш евского были выше в згл ядов зап адны х социалистов- утопистов (Оуэна, Сен-Симона, Фурье) . Е сли последние считали , что социализм можно построить без революции , то Ч ерныш евский , наоборот, п ри зы в ал к кр естьян ской революции , от его сочине­ ний в еял о духом классовой борьбы. В понимании Ч ерныш евского демо­ кр ати зм и социализм сливались в одно н ер а зры вн о е целое . Его борьба против крепостничества и сам од ерж авия объек ­ тивно р асчищ ал а путь капиталистиче­ скому развитию России . Причём р а зв и ­ тие к апи тали зм а в России Ч ерныш ев ­ ский считал прогрессивным явлением . Он писал: «К огда р а зви в а е т ся промыш ­ ленность , прогресс обеспечен. С этой точки мы преимущ ественно и радуем ся усилению промыш ленного движ ения у нас» . В то ж е врем я , наблюдая капи ­ талистические отнош ения на Зап аде , Ч ерныш ев ский видел присущие им со­ циальны е несправедливости — накопле ­ ние богатств в ру к ах небольшой кучки эксплуататоров , голод и обнищание р а ­ бочих , распространение духа сп екул я ­ ции и наживы , п рикры ваемы х лживой бурж у азной демократией . Н. Г. Ч ерныш евский , к ак революци ­ онный дем ократ , видел , что основной порок немецкой бурж уазной философии , представленной Кантом , Ш еллингом , Гегелем , в том, что она реакционна в политическом отношении. Ч ерныш ев ­ ский писал: «Ш еллин г — представитель партии , запуганной революцией , искав ­ ш ей спокойствия в ср едн евековы х уч ­ р еж дениях ... Г егель — умеренный либе­ р ал , чрезвы чайно консервативный в своих выводах ... Мы говорим не то од­ но, чтобы эти люди держ ались таких убеждений , к ак частные лю ди ,— это бы­ ло бы ещ ё не очень важно , — но их фи ­ лософ ские системы наскво зь проникну­ ты духом тех политических партий , к которым принадлеж али авторы систем». Следовательно , Ч ерныш евский утверж ­ дает , что философия партийна , что та или иная ф илософ ская система отраж а ­ ет политические в згл яды определённого класса . Ч ерныш евский подчёркивает , что ф альш ивы е , реакционны е выводы гегелевой философии были отвергнуты русскими философами , в частности Б е ­ линским , и что это позволило им лучш е , вернее понимать действительность. Ч ерныш евскому претила не только реакционность политических выводов немецкой бурж уазной философии , но такж е и её идеологическая основа. В противоположность утверждениям , что дух , идея — первичное , а р е ал ьн ая жизн ь , действительность только тень понятий, Ч ерныш евский отстаивал мысль о материальности мира и мате­ риалистически реш ал основной вопрос философии об отношении материи и со з ­ нания . Всякого рода проявления агно ­ стицизма , т. е. неверия в возможность полного и глубокого познания сущности и законов материального мира , ограни ­ чение человеческого р а зум а в возможно­ сти проникнуть в тайны п рироды ,— всё это получило решительный отпор со сто­ роны Ч ерныш евского . Причём это име­ ло в его работах не только научно-фи­ лософское , но и политическое значение , — философия с в я зы в ал а сь с политиче­ ской борьбой. Ч ерныш евский н а зы в ал м етафизическим вздором в сякое отступ­ ление от м атери али зм а в сторону идеа ­ лизм а . Стремясь применить диалектические принципы к изучению природы и общ е­ ства , Ч ерныш евский сум ел правильно сформ улировать отдельные важны е ди­ алектические положения . Он показал , что р азвити е природы и общ ества идёт как процесс от низших форм к высшим , что в основе всякого р а зви ти я лежит борьба противоположностей . И зучая че­ ловеческое общ ество , Ч ерныш евский приблизился к полож ениям историче­ ского м атериализм а . Он у тверж дал , что р азвити е общ ества происходит скачка ­ ми, что в этом развитии играют боль­ шую роль экономические ф акторы , и близко подошёл к пониманию роли классов и классовой борьбы , считая , что основной движущ ей силой истории я в ­ л яется народ , изменяющий сущ ествую ­ щ ее положение путём революции . Под­ чёрки вая , что сверш ение великих ми­ ровы х событий не зависит от чьей-либо воли , от какой-либо личности, Ч ерны ­ ш евский считал необходимой тесную с в я зь передовых людей общ ества с на­ родом и в связи с этим напоминал др ев ­ негреческий миф об Антее , для которого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2