Сибирские огни, 1953, № 4
ныш евский был поселён сн ачал а в А ст р ахани , а потом почти перед самой см ертью ему было р а зр еш ен о жить в родном С аратове . В 1889 году, 17 ок тября , Н иколай Гаврилович умер . * М ировоззрение Н. Г. Ч ерныш евского , к ак предш ественника м аркси зм а в Р ос сии, было глубоко революционным и пе редовым . Источники его мирово з зрени я — в згл яды Ломоносова , Р адищ ев а , де кабристов , Б елинского , т. е. ру сск ая м атери алистическая ф илософ ия с её оп ределённой политической действенно революционной целеустремлённостью . В вопросах будущего устройства об щ ества Ч ерныш евский был социалистом- утопистом. Он мечтал о п ереходе к со ц иали зм у ч ер е з старую , п олуф еод аль ную общину , считая , что она при извест ных услови ях даст возможность мино вать капитализм . Это объ я сн я ется тем, что Ч ерныш евский не мог в 60 -х годах прошлого в ек а видеть, что только р а з витие капитализм а и рабочего кл асса обеспечат м атери альны е условия и р е волюционную силу дл я осущ ествления социали зм а . Однако в згл яды Ч ерныш евского были выше в згл ядов зап адны х социалистов- утопистов (Оуэна, Сен-Симона, Фурье) . Е сли последние считали , что социализм можно построить без революции , то Ч ерныш евский , наоборот, п ри зы в ал к кр естьян ской революции , от его сочине ний в еял о духом классовой борьбы. В понимании Ч ерныш евского демо кр ати зм и социализм сливались в одно н ер а зры вн о е целое . Его борьба против крепостничества и сам од ерж авия объек тивно р асчищ ал а путь капиталистиче скому развитию России . Причём р а зв и тие к апи тали зм а в России Ч ерныш ев ский считал прогрессивным явлением . Он писал: «К огда р а зви в а е т ся промыш ленность , прогресс обеспечен. С этой точки мы преимущ ественно и радуем ся усилению промыш ленного движ ения у нас» . В то ж е врем я , наблюдая капи талистические отнош ения на Зап аде , Ч ерныш ев ский видел присущие им со циальны е несправедливости — накопле ние богатств в ру к ах небольшой кучки эксплуататоров , голод и обнищание р а бочих , распространение духа сп екул я ции и наживы , п рикры ваемы х лживой бурж у азной демократией . Н. Г. Ч ерныш евский , к ак революци онный дем ократ , видел , что основной порок немецкой бурж уазной философии , представленной Кантом , Ш еллингом , Гегелем , в том, что она реакционна в политическом отношении. Ч ерныш ев ский писал: «Ш еллин г — представитель партии , запуганной революцией , искав ш ей спокойствия в ср едн евековы х уч р еж дениях ... Г егель — умеренный либе р ал , чрезвы чайно консервативный в своих выводах ... Мы говорим не то од но, чтобы эти люди держ ались таких убеждений , к ак частные лю ди ,— это бы ло бы ещ ё не очень важно , — но их фи лософ ские системы наскво зь проникну ты духом тех политических партий , к которым принадлеж али авторы систем». Следовательно , Ч ерныш евский утверж дает , что философия партийна , что та или иная ф илософ ская система отраж а ет политические в згл яды определённого класса . Ч ерныш евский подчёркивает , что ф альш ивы е , реакционны е выводы гегелевой философии были отвергнуты русскими философами , в частности Б е линским , и что это позволило им лучш е , вернее понимать действительность. Ч ерныш евскому претила не только реакционность политических выводов немецкой бурж уазной философии , но такж е и её идеологическая основа. В противоположность утверждениям , что дух , идея — первичное , а р е ал ьн ая жизн ь , действительность только тень понятий, Ч ерныш евский отстаивал мысль о материальности мира и мате риалистически реш ал основной вопрос философии об отношении материи и со з нания . Всякого рода проявления агно стицизма , т. е. неверия в возможность полного и глубокого познания сущности и законов материального мира , ограни чение человеческого р а зум а в возможно сти проникнуть в тайны п рироды ,— всё это получило решительный отпор со сто роны Ч ерныш евского . Причём это име ло в его работах не только научно-фи лософское , но и политическое значение , — философия с в я зы в ал а сь с политиче ской борьбой. Ч ерныш евский н а зы в ал м етафизическим вздором в сякое отступ ление от м атери али зм а в сторону идеа лизм а . Стремясь применить диалектические принципы к изучению природы и общ е ства , Ч ерныш евский сум ел правильно сформ улировать отдельные важны е ди алектические положения . Он показал , что р азвити е природы и общ ества идёт как процесс от низших форм к высшим , что в основе всякого р а зви ти я лежит борьба противоположностей . И зучая че ловеческое общ ество , Ч ерныш евский приблизился к полож ениям историче ского м атериализм а . Он у тверж дал , что р азвити е общ ества происходит скачка ми, что в этом развитии играют боль шую роль экономические ф акторы , и близко подошёл к пониманию роли классов и классовой борьбы , считая , что основной движущ ей силой истории я в л яется народ , изменяющий сущ ествую щ ее положение путём революции . Под чёрки вая , что сверш ение великих ми ровы х событий не зависит от чьей-либо воли , от какой-либо личности, Ч ерны ш евский считал необходимой тесную с в я зь передовых людей общ ества с на родом и в связи с этим напоминал др ев негреческий миф об Антее , для которого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2