Сибирские огни, 1953, № 4
ли те, что рассчитаны для чистой воды. И забыли , что есть испытанный способ шахтного водоотлива. Н ужны коллекто ры и колодцы у самых насосов! А ког да они гонят не воду, а воздушную пульпу к водомётам, получается не удар , а га зо в ая пена! Надо приблизить всасы к насосам! Як я ска зав , так и буде!.. Т ак они обсуждали р а зны е стороны добычи угля в гидрошахте: насосное хо зяйство , отстойники, которые, по мысли Обломского, надо ра зд ели ть пополам для успешной и более быстрой вы грузки у гля и т. д. Но главное , неоспоримое, что веско подтверждено самой жизнью , — явное преимущ ество гидродобычи перед всеми другими способами. Этого уж е никто не оспаривает . Это признано. В спорах во круг гидродобычи лиш ь намечаю тся но вые пути её соверш енствования , улучш е ния. Автор проекта Владимир Семёнович Мучник — молодой ещё человек , с мяг кими чертами лица . Н ад гидродобычей Мучник начал работать ещ ё в довоенные годы в Донбассе. Закончи ть дело ему помеш ала война. В Кузбассе он довёл свою смелую мы сль до логического з а верш ения . Н оваторам свойственно увлекаться . Много оснований есть для этого у Вла димира Семёновича. Но Мучник осторо жен в выводах и всё оценивает трезво , спокойно. Я спрашиваю его: — Можно теперь думать , что ваши водомёты в ближайш ее врем я «вымоют» и з ш ахт все «ж еле зки » ? Обычная тех ника — транспортёры , врубовки , ком байны, электропоезда — всё это громозд кое, сложное , дорогое, может быть, ско ро отомрёт? — Нет! Это не так, конечно! — во з р аж а е т Мучник. — На современном уровне р азвити я техники одно допол няет другое. Т ак , на стройках больших гидроэлектростанций удачно соседству ют землесосы и землерои , например , ш агающие экскаваторы . А в ш ахтах бу дут соревноваться водомёты и комбай ны , хотя они совершенно р а зличны по своим методам воздействия на пласт. — Р а зны е принципы? — Совершенно верно! Ведь, что та кое соврем енная , как вы говорите, «ж е ле зн ая» м еханизация? Это усложнённы е , усоверш енствованные ручны е опера ции — зарубка , отбойка, н авалка . Р ан ь ше эти операции производились вручную , при помощи обуш ка с зубком и лопаты . За тем появились машины: отбойный мо лоток , врубовка , в которой вместо одного зубка , много зубков. Лопату заменили погрузочные машины, а санки — транс портёры , электропоезда . Комбайн удач но совместил зарубку , отбойку и на валку . — Но увеличение числа зубков дало и р е зко увеличенную производитель ность? Успехи механизации известны ! —- Да . В наших ш ахтах з а годы ста линских пятилеток появилось много р а з ных сложных и умных машин. Произ водительность труда увеличилась в три р а за . По производительности мы давно обогнали заруб ежны е угольны е бассей ны. Но надо признать , что рядом с гид родобычей старинный зубок, даж е элек трифицированный и много р а з повто рённый , проигрывает . — В едь соврем енная ш ахта это такое сложное предприятие , в котором лиш ь одна п ятая часть всего труда и всех за трат расходуется на то, чтобы отбить уголь и выдать на поверхность. Только! А остальны е восемьдесят процентов все го труда тратятся на бесчисленные под собные операции , соверш аемы е для то го, чтобы дать горнякам возможность выполнять основные операции по добы че угля . Комбайн не поставишь в лаву , где впору повернуться одному горняку с обушком . Л авы эти пришлось укруп нять, удлинять ; щ лавах теперь , кроме комбайнов, целы е конвейеры из транс портёров. За тем пришлось прокладывать кверш лаги и ш треки , как тоннели мет ро, для поездов. Появились и бетонные стволы шахт , массивны е , как крепостные башни, и околоствольные дворы , похо жие на подземные ж елезнодорожны е станции. А ведь всё это громоздкое и сложное хозяйство привязано к одному главному , центральному явлению — зубку! Всё для зубка!.. — Вы думаете, что гидрошахты по требуют меньше затрат? — Безусловно! Только тут надо точ нее говорить — не «меньше затр ат» , а «во много р а з меньше затрат»! Надо по нять главное , что произошло. Все гро моздкие и сложны е операции по добы че угля мы технологически объединили в одну простую операцию гидроотбойки, а многооперационный подземный транс порт заменили перекачкой пульпы п о трубам . При таких простых операциях нам вовсе не нужны ни дорогие бетон ные стволы , ни околоствольные дворы , гордость современных шахт, ни капи тальны е выработки , как метро , ни под земны е поезда ... Вы были на наш ей ш ахте и видели её сами. Технологиче ское изменение основных процессов разруш ило всю старую систему и почти на нет свело значение вспомогательных операций . Т еперь в гидрошахте восемь десят процентов труда затр ачив ается на отбойку и транспортировку угля , а двад цать процентов — на подсобные дела. Я сна для вас теперь коренная разница в системах? — Да . Спасибо! Одно не ясно. В аша действующ ая ш ахта всё же — опытная , пробная, м ал ен ькая ш ахточка . А вот когда дело дойдёт до крупных шахт, и вам , наверно , потребуются какие-либо капитальны е сооруж ения? — Нет! — категорически во зраж ает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2