Сибирские огни, 1953, № 4

ли те, что рассчитаны для чистой воды. И забыли , что есть испытанный способ шахтного водоотлива. Н ужны коллекто ­ ры и колодцы у самых насосов! А ког­ да они гонят не воду, а воздушную пульпу к водомётам, получается не удар , а га зо в ая пена! Надо приблизить всасы к насосам! Як я ска зав , так и буде!.. Т ак они обсуждали р а зны е стороны добычи угля в гидрошахте: насосное хо­ зяйство , отстойники, которые, по мысли Обломского, надо ра зд ели ть пополам для успешной и более быстрой вы грузки у гля и т. д. Но главное , неоспоримое, что веско подтверждено самой жизнью , — явное преимущ ество гидродобычи перед всеми другими способами. Этого уж е никто не оспаривает . Это признано. В спорах во­ круг гидродобычи лиш ь намечаю тся но­ вые пути её соверш енствования , улучш е ­ ния. Автор проекта Владимир Семёнович Мучник — молодой ещё человек , с мяг­ кими чертами лица . Н ад гидродобычей Мучник начал работать ещ ё в довоенные годы в Донбассе. Закончи ть дело ему помеш ала война. В Кузбассе он довёл свою смелую мы сль до логического з а ­ верш ения . Н оваторам свойственно увлекаться . Много оснований есть для этого у Вла­ димира Семёновича. Но Мучник осторо­ жен в выводах и всё оценивает трезво , спокойно. Я спрашиваю его: — Можно теперь думать , что ваши водомёты в ближайш ее врем я «вымоют» и з ш ахт все «ж еле зки » ? Обычная тех ­ ника — транспортёры , врубовки , ком­ байны, электропоезда — всё это громозд­ кое, сложное , дорогое, может быть, ско­ ро отомрёт? — Нет! Это не так, конечно! — во з­ р аж а е т Мучник. — На современном уровне р азвити я техники одно допол­ няет другое. Т ак , на стройках больших гидроэлектростанций удачно соседству­ ют землесосы и землерои , например , ш агающие экскаваторы . А в ш ахтах бу­ дут соревноваться водомёты и комбай­ ны , хотя они совершенно р а зличны по своим методам воздействия на пласт. — Р а зны е принципы? — Совершенно верно! Ведь, что та­ кое соврем енная , как вы говорите, «ж е ­ ле зн ая» м еханизация? Это усложнённы е , усоверш енствованные ручны е опера­ ции — зарубка , отбойка, н авалка . Р ан ь ­ ше эти операции производились вручную , при помощи обуш ка с зубком и лопаты . За тем появились машины: отбойный мо­ лоток , врубовка , в которой вместо одного зубка , много зубков. Лопату заменили погрузочные машины, а санки — транс­ портёры , электропоезда . Комбайн удач­ но совместил зарубку , отбойку и на­ валку . — Но увеличение числа зубков дало и р е зко увеличенную производитель­ ность? Успехи механизации известны ! —- Да . В наших ш ахтах з а годы ста­ линских пятилеток появилось много р а з ­ ных сложных и умных машин. Произ­ водительность труда увеличилась в три р а за . По производительности мы давно обогнали заруб ежны е угольны е бассей­ ны. Но надо признать , что рядом с гид­ родобычей старинный зубок, даж е элек ­ трифицированный и много р а з повто­ рённый , проигрывает . — В едь соврем енная ш ахта это такое сложное предприятие , в котором лиш ь одна п ятая часть всего труда и всех за ­ трат расходуется на то, чтобы отбить уголь и выдать на поверхность. Только! А остальны е восемьдесят процентов все­ го труда тратятся на бесчисленные под­ собные операции , соверш аемы е для то­ го, чтобы дать горнякам возможность выполнять основные операции по добы­ че угля . Комбайн не поставишь в лаву , где впору повернуться одному горняку с обушком . Л авы эти пришлось укруп ­ нять, удлинять ; щ лавах теперь , кроме комбайнов, целы е конвейеры из транс­ портёров. За тем пришлось прокладывать кверш лаги и ш треки , как тоннели мет­ ро, для поездов. Появились и бетонные стволы шахт , массивны е , как крепостные башни, и околоствольные дворы , похо­ жие на подземные ж елезнодорожны е станции. А ведь всё это громоздкое и сложное хозяйство привязано к одному главному , центральному явлению — зубку! Всё для зубка!.. — Вы думаете, что гидрошахты по­ требуют меньше затрат? — Безусловно! Только тут надо точ­ нее говорить — не «меньше затр ат» , а «во много р а з меньше затрат»! Надо по­ нять главное , что произошло. Все гро­ моздкие и сложны е операции по добы­ че угля мы технологически объединили в одну простую операцию гидроотбойки, а многооперационный подземный транс­ порт заменили перекачкой пульпы п о трубам . При таких простых операциях нам вовсе не нужны ни дорогие бетон­ ные стволы , ни околоствольные дворы , гордость современных шахт, ни капи­ тальны е выработки , как метро , ни под­ земны е поезда ... Вы были на наш ей ш ахте и видели её сами. Технологиче­ ское изменение основных процессов разруш ило всю старую систему и почти на нет свело значение вспомогательных операций . Т еперь в гидрошахте восемь­ десят процентов труда затр ачив ается на отбойку и транспортировку угля , а двад­ цать процентов — на подсобные дела. Я сна для вас теперь коренная разница в системах? — Да . Спасибо! Одно не ясно. В аша действующ ая ш ахта всё же — опытная , пробная, м ал ен ькая ш ахточка . А вот когда дело дойдёт до крупных шахт, и вам , наверно , потребуются какие-либо капитальны е сооруж ения? — Нет! — категорически во зраж ает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2