Сибирские огни, 1953, № 4

готовку забоев породы , чтобы маши ­ нисты экскаваторов набирали полные ковши. Т руд этот так ж е важ ен , как , на ­ пример , труд проходчиков новых ш тре­ ков в ш ахтах . Но первы е места в семье горняков р а зр е з а заним аю т машинисты экскав ато ­ ров , как , скаж ем , комбайнеры , забойщи ­ ки или щитовики — на ш ахтах . Ведь только машинисты р а з р е з а имеют дело с углем : черпают его в заб оях и гру зят в вагоны . Е сли учесть , что на р а зр е з е нет ни крепильщ иков , ни мотористов на бесчисленных транспортёрах , ни р а зны х других подсобных рабочих , то машини­ сты экскаваторов зд есь — главны е дей­ ствующие лица. У важаю т на р а зр е з е машинистов , они задаю т тон всем у коллективу . А в цент­ р е этой ведущ ей группы горняков надо поставить лучших : И вана Милицына, Евгения Михайлова , П етра Юдина ... И ван И ванович Милицын — рослый плечистый человек с открытым , спокой­ ным лицом. Горняцким делом Милицын заним ает ­ ся уж е более двух десятилетий . Долго рабо тал в ш ах тах П рокопьевска , в за ­ боях , был электро сл есар ем , механиком участка , горным мастером , у зн а л много новых машин. В К расный Б род Мили­ цын п риех ал «посмотреть» — и ср а зу согласился на перевод . Когда И ван И ванович сидит в кабине своего экск ав атор а «У р ал ец» , он словно слит с рычагами . Ковш -лопата его м а ­ шины непреры вно в движении , в точ­ ном р азм еренном ритме: в зм ах , ры вок в забой , подъём , плавный разворот , и, хотя ковш откры в ается на ходу , — поро­ да попадает в точно намеченное место в вагоне. — Х орош ая машина! Прочная! В управлении простая , послушная! — х в а ­ лит Милицын «У ральц а» . Есть у машинистов экскаваторов , р а ­ ботающих на вскрыш е , норма: 1060 ку ­ бов породы надо погрузить в вагоны з а смену. И ван И ванович вы р аб аты вает з а смену в два . д в а с половиной р а з а больше. Н а другой стороне меж пластовья р а ­ ботает Евгений Михайлов . Он только что з а гру зи л последнюю у глярку . Поезд уш ёл . С минуту лопата машины непо­ движна . Но вот она в здрогнула , качну ­ л а с ь к пласту , в гры зл а сь зуб ьями в сте ­ ну у гля . За тем полный ковш поднялся под забоем и р аскры л ся . Т ак Михайлов ведёт заготовку «мягкого» у гля , пока нет поезда , — ры хли т пласт, насыпает громадный ворох отбитого угля . Евгений Михайлов — молодой, ладно сложенный парень , тёмные г л а з а его на смуглом , красивом лице прищурены . Смотрит Евгений в забой задорно , а лов ­ кие , бы стрые руки его сами находят ры ­ чаги управления . Говорят про М ихайлова горняки: — Горяч , задирист , ж аден до порож ­ няка . Готов гру зить по е зд за поездом без устали . Мало ему трёх ты сяч тонн у гля з а смену , а это ведь три нормы !— о пяти ты сяч ах дум ает ... Молодой машинист Михайлов хорошо совм ещ ает в себе глубокие познания в технике , природную и натренированную ловкость тела , горячую дер зость сердца. Д в е и три нормы он считает обычной выработкой , а пять ты сяч тонн з а сме­ ну — н а зы в ает только хорош ей работой, даж е не отличной. — У нас тут, наверно , по наш ей мо­ лодости , нормы заниж ены . Н а У рале на таких машинах , я знаю , по пять тысяч тонн гру зя т обычно! Понимаете, — обычно! Я уж е не говорю о стаханов ­ цах . А почему? Т руд к ак надо органи зо ­ ван там , налаж ен . О самом главном в ж изни своей Ми­ хайлов говорит: — Главное , это когда не только слы ­ шишь, а чувствуеш ь машину, ощ ущ аеш ь работу каждого е ё мотора. Вот тогда она послуш на и безотказна . Ну, и... по­ нимать надо , — дл я чего работаем . Что реш аем нашим трудом . Сложный путь прош ёл Евгений Ми­ хайлов в короткой ж изни своей. К ак только уш ёл защ ищ ать Родину отец, работавший на зерновом элевато ­ р е , сын-ш кольник встал на его место. Бы ло это в Баш кирии . П редлагали тогда подростку что-нибудь полегче. Он отка­ з а л с я и скоро так освоил м еханизмы , что к толковому п ареньку начали обра­ щ аться з а помощью старшие . В зды х ая , говорили: «В отца. Упорный!» А Евге­ ний сжим ал зубы : ' отец к тому времени погиб на фронте ... Потом Евгений учил ся в Москве, был направлен в Уфу. П ер евёл ся в Кузбасс , в Прокопьевск . Н а ш ахте «Тырганские уклоны» , на одном и з п ервы х р а з ­ р е зо в в Кузбассе , Михайлов собирал и испы тывал новы е экскаваторы . В Красный Брод , на новый крупнейший р а зр е з , был приглаш ён , к ак опытный машинист, «профессор» экскаваторного дела . На утро — в день отды ха Михайло­ в а — мы встретились с. ним в посёлке . Он приш ёл ко мне — нарядный , подтя­ нутый. — Хорошо!— восклицал он в е с е л о .— Честное слово , хорошо! Время есть. Р а ­ бота по душе — это главное , и времени свободного хватает: смена у нас двена ­ дцатичасовая , а потом сутки отдыхаем . Д еньги тоже есть, р еб я т а меня н а зы в а ­ ют пятитысячником з а мои заработки . Ж ен и лся в прошлом году, недавно дочка родилась . Галей н азвали . К вартиру об­ ставил новую . Хотел сн ачал а мотоцикл купить, да р а здум ал . Почему р а зд ум ал ? Д а уж ср а зу буду покупать автом аши ­ ну. П ланы ? Проработаю здесь года два- три , оставлю за себя смену и поеду д альш е учиться ... А в ернусь сюда — уг­ л я зд есь на мой век хватит!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2