Сибирские огни, 1953, № 4
Д е л а и л ю / Александр 03Е.РСКИЙ 15 Кузбассе Сердце Сибири В згляните на карту: в самом центре Сибири увидите вы Кузбасс , очертания которого напоминают форму сердца ... И не трудно представить себе, как по артериям -дорогам движутся тысячи па ровозов , снабж аемых превосходным ку з басским топливом и везущ их не только п ассажиров , но 'и составы с углем для промышленности. Учёные н азвали Кузбасс «гигантским слоёным пирогом» — в нём более ста «слоёв»-пластов угля . Во многих ш ахтёрских городах нет безугольных площ адей для новых улиц , многоэтаж ные каменны е зд ани я стоят здесь прямо на угле! А ведь не только углем богат К уз басс: миллионы и миллионы тонн стали дают Родине ку знецкие металлурги . Кузнецкими рельсами можно опоясать земной ш ар несколько р а з . Кузнецкую сталь хорошо знают и любят создатели р а зны х машин: паровозов , тракторов, кораблей , самолётов , строители гидро станций, высотных зданий Москвы... Многие города Кузбасса , возникнув лиш ь вчера , ныне заним ают уж е огром ны е площади , догоняют в росте , а то и обгоняют своих соседей — « стары е» ку збасские города , имеющие от роду по двадцать-тридцать лет. Или вот, р ечка Аба. Л ет двадцать н а зад она была тихой и светлой , за т е рянной в густых побережных зарослях . Т еперь на берегах Абы крупнейшие го рода К у зб а с с а— Сталинск , Прокопьевск , Киселёвск ... И, как любой уголок нашей стр аны ,— богат Кузбасс героями . Выходцы из Донбасса , и москвичи, люди с С евера и Востока нашли зд есь край Родины —• по своей душе, и вместе с коренными сибиряками творят здесь дел а зам еч а тельны е ... «Р а з в е не очевидно, — ск а зал в 1946 году товарищ Г. М. М аленков, — что без К узбасса и без промышленности У рал а мы бы проиграли войну?» Колоссально много сделал К у збасс в недавнем прошлом. И ещё более грандиозны е задачи р е шаю тся здесь теперь , когда страна стоит на пороге коммунизма . * Вспоминаю в стречу в Прокопьевске с ветераном ш ахты имени С талина — дедом Козловым . Крупный , кряжистый , с морщинистым , но розоватым и чистым лицом, Андрей Кузьмич Козлов поздо ров ался со мной, захв атив руку широ кой, жестковатой своей ладонью и пыт ливо всм атривался , как бы у гады вая — зачем пришёл я в его владения . Старый Козлов — один из тех , кто приехал в Прокопьевск по первопутку , когда от Кольчугино до Усят только что была пролож ена ж ел е зн ая дорога и з а пасные пути на станции стали ш ахтёр скими «улицами» на колёсах . Ж и л Коз лов поначалу в теплуш ке и рубал уго лёк . Постепенно расш ирили и углубили первы е штольни в горе над Абой. Потом соорудили капитальны е шахты . Ш ахту имени Сталина закл ады в ал и строил Козлов. Вокруг неё рос и крупнейший шахтёрский город К узбасса . —- Строили. А как ж е? Бы ло ... — А как строили , Андрей Кузьмич? Расскажите! — • Руками и строили . Вон там рос кустарник , а тут л еж ало болото. При шли мы на это болото, утопали по пояс, сапоги теряли в трясине . А всё ж е на чали рыть. — Лопатами рыли? — неудачно спро сил я, и старик долго, удивлённо смот р ел на меня из-под лохматых бровей. — Нет, шагающий экскаватор был там у нас, — пошутил он без улыбки . И вдруг рассердился -— А то чем же ещ ё? Лопатами , ко нечно!.. Копали, кидали мокрую землю с полка на полок. Так и ры ли до восьми метров глубины . Потом применили та кую механизацию : конный ворот, да две бадьи повесили. И ещ ё копали до пятна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2