Сибирские огни, 1953, № 3

ни ч тож н о мало д л я кн и ги в де сять пе ча т ­ н ы х листов. И з н е б ол ьш ой н а у ч н о -п о п у ­ л я р н о й ста тьи м ож но у з н а т ь гораздо больше . П о з н а в а т е л ь н ы й м а териал чи т а ­ те лю п р и х о д и тс я по к р у п и ц а м и з вл ек а ть из д л и н ны х и с к у ч н ы х р а сс уж д ен и й без ­ л и к и х героев. И т а к , п о зн а в а т е л ь н а я к н и га я в н о не удалась. У д а л а с ь ли п о в е с ть ? П р и х о д и т с я п р и ­ знать , что тож е не удалась. В кни ге но со зд ано пи одно го по лн оцен н о го х у д ож е ­ с тве нно го образа. В п е р в ы е п ред с та вл яя ч и т а те лю к аж д о ­ го нов о го своего героя , С. Н ом е р о ц к и й даёт его портрет. О д н ак о де тали этого п о р тр е та не зап ом и н аю тс я . Х а р а к т е р ы героев а в т о р д екл арируе т , а не р и с уе т в действии, в р а зви тии . О ком сор ге А л е к ­ сандре В и к у л о в о й С. Н ом е р о ц к и й пиш ет так: « Д е в уш к а по к а за л а сь ем у (н ачаль ­ н и к у эксп еди ц ии Ш у л ь г и н у . — И . Д.) с тр о гой и неж ной , совсем не п о хож е й на тех, к а к и х о н в с тр е ч ал до си х пор» . Н и ­ ч то в д ал ьн ейш ем по ведении А л е к с а н д р ы э той х а р а к т е р и с ти к и не подтверждает . О б р а з ком с ом ол ки та к и о с таё тся не р ас ­ кры ты м . В п я то й главе после р а з го в о р а Ш у л ь ­ ги н а со с та р и к ом к о л х о зн и к ом А р х и п о м С е в е р ь я ны ч е м а в тор сообщ ает: « И н н о ­ к е н тию с тало ясно, что дед А р х и п п р о ­ стой, н е зл о б и вы й и о т к р о в е н ны й чело ­ век». Одн ако , н е см о тр я н а это у тв е рж д е ­ ние, х а р а к т е р деда А р х и п а о с тал ся не ­ я с н ы м до к о н ц а книги. С в о е о б р а зн о о х а р а к т е р и з о в а н секре ­ т а р ь к о л х о зн о й п а р т о р г а н и за ц и и Д м и т ­ р и й И в а н о в и ч Т р ухи н . П о з ам ы с л у а в ­ тора, э то герой п о л ож и т е л ьн ы й (в кни ге воо бщ е нет о т р и ц а т е л ь н ы х персонажей). И э того п о лож и те л ьн о го героя а в т о р на ­ градил с т р а н н ы м п р о зв ищ ем — Ш т у к а . « Ш т у к о й » з о в у т свое го п а р т о р га все к о л ­ хо зники . « Ш т у к о й » н а зы в а е т Т р у х и н а автор. « Ш т у к о й » по д пи сы в а е т ся сам Т р у ­ хин. « Ш т у к о й » ж е о треком е нд о вы в ае тся о н Ш у л ь г и н у . « Б р и г а д и р в т о р о й бр и га ды Д м и тр и й Ш т у к а ! — п ред с та ви л ся он охо товед у» . В н е к о т о р ы х с л у ч а я х С. Н ом е р о ц к и й пы т а е т с я и н д и в и д уа л и зи р о в а ть ре ч ь ге­ роев. О д н а к о э та и н д и в и д у а л и за ц и я в ы ­ глядит кр ай не бе спом ощ но , прим и ти вно , а ино гда и грубо . П о л ож и т е л ь н ы й герой И н н о к е н ти й Ш у л ь г и н чр е звы ч а й н о ча ­ сто вспом и н ае т чёрта. « Ч ё р т возьми !» , « Ч ё р т знае т что...», « Ч ё р т о в а рш а н е ц » , « К ч ё р т у в с я к у ю ж а л о с ть » и т о м у п о ­ д обны е вы р аж е н и я т а к и сы п л ю т с я с его я зы к а . Б р и га д и р , а п о зж е председатель к о л х о за А г г е й И л ь и ч М о т о р и н пр и к а ж ­ дом уд обном с л у ч а е го в ор и т «ведмеди- ца» , « в едм еж онок» , «ведм еж а тина» . О х о то в о д а Л ё ш у Е р е н те н ко , к о т о р ы й р о ­ ди л ся и вы р о с в г л у х о й таёж н ой дерев­ не, а в т о р по чем у -то н а гр ади л т а к им я з ы ­ ком, к а к и м ещё, к сож алению , п и ш у т ино гда н а у ч н ы е тр уды . В п ы л у с пор а со с воим т о в а р ищ ем Е р е н те н к о го в ор и т так: « Н а с и н тере со вал зверёк, проблем а его а к к л и м а ти з ац и и в т а ё ж н ы х усл о ви я х , во зм ож н о с ть м и гр а ц и и через б о л ьш и е водоразделы » . Н е всё б л а го пол у чн о со стилем и у самого автора. И н о гд а он н ачи н ае т р а з ­ гов а р и в а т ь с чи та телем я зы к о м к а н ц е ­ л яр с к о го отчёта: «В о д о ём о в в н а ч а л ьн ой с тадии з а р а ­ с та н и я с гнезд оп ри год н ой п л ощ а д ью бы ­ ло уч те н о в долине бол ьш е д в у х ты с я ч гектаров. В од оём ов в кон еч н ой с тадии з ар а с та н и я с гнезд оп ри год н ой п л ощ а д ью о к а з а л о сь около тр ё х ты сяч . О соко -три - ф ол и евы х болот с гнездопри годн ой пл о ­ щ а д ью бы л о п я т ь ты с я ч ге к т а р о в » и т. д. в том же роде. Е с л и учесть, что кн и га р а с с ч и т а н а на детей, то с тане т ясно, ч то здесь автор, вы р аж а я с ь его словами , д о п у с ти л « о п ­ л ош к у » . П о ч е м у ж е всё-таки кн и га « В и с то к ах У н г о » , о б л а д аю щ а я та к им и я в н ы м и недо ­ статками , у вид ел а с в е т ? П о т ом у , ч то до си х пор с ущ е с т в у ю т ещ ё кое-где з а н и ­ ж е н ны е тр е б о в ан и я к кн и гам п о зн а в а ­ тел ьно го характера . О ш и б о ч н о д ум аю т , что молодого чи та те л я бол ьш е у д о вл е т ­ вор и т п л о х а я повесть, чем х о р ош а я н а у ч ­ н о -п о п у л я р н а я брош ю ра . О д н а к о ж и з н ь бьёт та к о й в з гл я д на вещи : хо р ош и е на ­ у ч н о -п о п ул я р ны е кн и ги бы с тр о р а сх о д я т ­ ся, а плохие «п о зн а в а те л ьны е » повести годами л еж а т на п о л к а х к н и ж н ы х м а га ­ зинов. И. Давыдов. „ Н А Б Е Р Е Г У Ч Е Р Ё » 1 У Ш К И “ П е р в а я к н и га Е . К о р о н а т о в о й 1 состои т и з оде вя ти расска зов . В о всех р а с с к а з а х д е й с т в ую т одни и те ж е гл а в ны е герои. И е сли в з я т ь к аж ды й р а сс ка з в о тдел ь ­ ности , то х а р а к т е р и с ти к а н е к о т о ры х ге ­ роев о к а зы в а е т с я далеко не полной. П рои зведени е Е . К о р о н а т о в о й в то ж е врем я н е л ь з я н а з в а ть и повестью , пото­ м у что н е к о т о ры е р а с с к а зы мало свя за ­ н ы м еж д у собой, н е т то й в н у тр е н н ей последовательности , к о т о р а я бы объ еди ­ нил а все части в целое. А в т о р недоста­ то чн о у я с н и л себе ж а н р произведения , кн и га о т этого, бесспорно, мн о гое поте­ ряла: о н а б ы л а бы значи тел ьнее и глубж е , е сли бы а в тор более ч ё тк о п р о ­ д ум а л а с ю ж е т и к ом п о зи ц ию в целом. Н е см о т р я н а э то т с ущ е с т в е н ны й недо­ ста то к , к н и га « Н а берегу Ч е р ё м уш к и » чи тае т ся с интересом . О тр а д н о отметить, что мно гие х а р а к ­ т е р ы героев в с б о р н и к е наделены чер та ­ ми своеобра зными , и нди вид уал ьны м и . В ни х вид ны ти п и ч н ы е ч е р ты н о в о го п о к ол е н и я со ве тской молодёжи. Е . К о р о н а т о в а тепло и пр о н и кн о в е н н о р и с у е т ж и з н ь ком сом ол ьце в к о л х о зн о й 1 В. К о р о н а т о в а . На берегу Черё­ мушки. Новосибирское книжное издатель­ ство. 1953 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2