Сибирские огни, 1953, № 3
Д л и н н ы й р а з го в о р э то т ни о чём вряд ли к о м у нуж ен : ни дей ствие п о эм ы он не разви вает , ни героев н и к а к не х а р а к теризует. А пред упреж дение — «п ом ой ся ве сь» способно вы з в а т ь л и ш ь улы б к у : ведь это не заб о та о здоровье человека, а у п р ё к сем н ад ц а ти л е тнем у п а р н ю и ли в л у ч ш ем с л у ч а е м е л о чн ая опёка. М н о г о места в поэме заним ае т Л и з у н , о т стающ ий , н е д и сц и п л и ни р о в ан ны й у че ник. П о каким -то н е о б ъ я с н им ы м м о ти в ам м астер п о р у ч и л его А н д р ею : Мастер только что вызывал . Мастер ему сказал: — Ставлю тебе задачу такую: Хлопец один тут впадает в детство. Он из детдома, так ты потолкуй Ну и, конечно, — воздействуй. А н д р е й в зял ся , р а зо к по говорил , н а з в а л Л и з у н а «ш у т о м го р о х о в ы м » и — «сл о вн о совсем д р у го й то пче тс я паре н ь с А н д р е е м р я д о м — см у глы й , щ у п л е н ь ки й , н е б ол ьш ой и с р а с т е р я н н ы м вз гл ядом » . С э того м ом ен та Л и з у н с тал иным , у сп е в а ю щ и м и д и с ц и п л и н и р о в а н ны м м а л ь чи ком. А м ож но ли в э го п о в е р и т ь ? М а с т е р и комсорг, вы ве д ен ны е в по э ме, т ож е о к а з а л и с ь лю д ьм и недостаточно я сным и , т а к к а к в поэме им дела ть нече го. Ч и т а т е л ь узнаё т , ч то м астер много работает, а ком с о р г х о р о ш о з аб о ти т ся о ребятах , но ч т о кон кр е тн о они делают, к а к у ч а с т в у ю т в ж и з н и у ч и л ищ а , — о с тал о с ь н е р а ск ры ты м . З а н е б о л ьш им и с клю че ни ем с ти хи п о эм ы з а т р у д н е ны и тяж е ло ве сны , не редко про заи чны . К вы ш е п р и в ед ё н ны м п р им е р ам м ож н о д обави ть такие ещё элем е н тар ны е строки : Андрей поплескался под краном, (Вышел. На лестнице встал. Из бокового кармана папиросы достал... ил и такие про заические : ...В спортзале —негласные соревнованьл, библиотека, изокружок. Музыканты «Полюшко» пробуют, У артистов сверка ролей и т. д. В с ё э то свидетельствует , ч то а в т о р по т о р о п и л с я с и зд анием свое го нов о го п р о изведения . Ан. Бегаев. „ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД !44 К н и г а д л я детей а л тай с ко го п и с а те л я Н . Ч е б а е в с к о го « П о л н ы й в п е р ё д !» 1 состо и т и з по вести « Ю н ы е х о з я е в а » и п я ти р асска зов . А в т о р по с тав и л перед собой б л а го р о д н ую цель: п о к а за т ь л у чш и е че р ты н аш и х с о ве тс ки х ребят, и х тр у д о л ю бие, с тремление вн е с ти свой в к л а д в об щее дело с тр ои тел ь с тва ком м уни зм а , 1 Н. Ч е б а е в с к и й. «Полный вперёд!» Алтайкрайиздат, г. Барнаул, 1952 г.. редак тор В. Ярошилова. честность, смелость, лю бо зна тел ьнос ть . В по вести « Ю н ы е х о з я е в а » р а с с к а зы вае тся о том, к а к сельские п и о н е ры на ш л и и с ч е зн у вш и е родники , р а ск оп а л и и х и дали р од н ом у кол х о зу , р а сп о л ож е н н о м у в з а с уш л и в о й степи, воду, в к о т ор ой он т а к нуж д ал ся . Г е р о и р а с с ка за « П о л н ы й вперёд !» п о м о г аю т в з р о с лы м сде л а т ь суд ох од ной о бм е л е вш ую реку. Ш к о л ь н и к у Ф еде (расска з « С а д о в о д ы » ) д о в е р яю т р аб о ту к о л х о зн о го садовода. В ра сска зе «Д о ч е р и п а р о м щ и к а » девоч ки н о ч ью вдвоём о т п р а в л яю т с я н а лод ке, ч т о бы по йм а ть у п л ы в ш у ю б о ч к у с м аслом д л я тр а к тор о в , и во -время до с т а в л яю т её на поле вой стан, пред о твр а щ а я з а д е рж к у посевной. В с е э ти сюж еты , действительно , т а я т бол ьш ие худ ож е с тв е н ны е во зм ож н о с ти д л я со зд ани я яр ких , ж и в ы х обр а зов со в е тс ки х ребят,, образов , ко т о ры е мо гли бы с та ть прим е ром д л я сотен ю н ы х чи тателей. М н о го е уд ал о с ь Н . Ч е б а е в с к ом у в ис п о л ь зо вании э ти х возм ож ностей . Ч и т а я по вес ть « Ю н ы е хо зяе ва » , м ы с и скрен ним ин тере сом следим за п о и ск ам и род ника, за упорной , у вл е к а т е л ь н о й рабо той пионеров. Н е п л о х о о п и с а ны с ц е ны р а с копок , ко т о ры е вед ут ребята. К о п а т ь о ч ен ь трудно: ж а р и т солнце, д оним аю т к ом ары , на л адоНях по я ви л и с ь мозоли. Н о дети уж е не х о т я т и не м о г у т б р о с и ть дело н а полд оро ге — в ни х г о р и т и сам олюбие , и увлечённость , и стрем ление во ч т о бы то ни с т а л о д о б и т ь ся цели. Н ем ал о ж и вы х , и н д и в и д у а л ь ны х чё р то че к н аш ё л а в т о р д л я обри со вки обр а зо в Т о л ь к и и Н ю р ы , с ам ы х я р к и х пер со н аж е й повести. О д н ак о м олодом у а в т о р у по ка ч а с тен ь ко и зм ен яе т х уд ож е стве н н ое чутьё . И то гда он в д р у г переходит н а с п р а в о ч н о и нф о рм а ц и о н н ы й стиль, н ачи н ае т о бъ я с ня ть , д о ка зы ва ть , а не по к а зы в а т ь , не р а с к р ы в а т ь худож е ственно . Во т , например , к а к о п и сы в а е т Н . Ч е - баевский Н ю р у в один и з знам е на те л ь н ы х моментов её жи зни . « В д р у г обидчи во -пл аксивое л и ц о её с тало с ер ьё зны м и дело ви то н е зави симым , д аж е слё зы на гл а з а х м гно вен но исчезли . У чи т ел ьни ц а , о гл ян у вш и с ь , увидела, ч то по ул и ц е в к о н т о р у п р ош л а председательница , и с к а чал а удивилась : « П о ч е м у ж е всё-таки по явление пред сед а те л ьницы та к р еш и те л ь н о подейство вало н а Н ю р у ? » П о т ом подум ав , сообра зила : де вчон ка н а чи н а е т вл адеть своим и чувс твам и ! Е с л и перед своей у чи те л ь ни ц е й Н ю р а м о гл а ещё, не сты дясь , попл а ка ть , то п о к а з а т ь с я в гл а з а х д р у ги х « ню н е й » бы л о уж е н е д о п у стим о». Р а з в е это х уд ож е с т в е н н ое в о с п р о и з ведение д у х о вн о го р о с та д е в о ч к и ? Э т о про сто с у х а я справка . Р а з в е у ч и те л ь н и ца пред стаёт здесь ж и вы м человеком , п е р еж и в аю щ им ч у в с тв о и скрен ней радо сти, з а с в ою в о с п и т а н н и ц у ? Н ет , он а в ы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2