Сибирские огни, 1953, № 3

К н и ж н а я п о , .БОЛЬШАЯ ДОРОГА" Н о в а я по эм а Н . П о ч и в а л и н а 1 п о с в я ­ щ е н а и з о б р аж е н ию ж и з н и в о с п и та н н и ­ к о в ре чно го у ч и л ищ а . А в т о р р еш и л р а с ­ с к а з а т ь о с ам ы х м о л о д ы х пред с та ви те ­ л я х рабоче го класса , об и х тр уд е и учёбе, п о к а з а т ь свой с тве н ны е им н о вы е ч е р ты хар а к тер а , и х быт. Е с л и с р а в н и ть п е р в ую к р у п н у ю р а б о ­ т у Н . П о ч и в а л и н а (поэма « У ч и т е л ь н и ­ ц а » ) с последней (поэм а « Б о л ь ш а я д ор о ­ га»), то м ож н о без тр у д а зам е ти ть и з ­ в е с тны й р о с т поэта. Н о в а я по эм а к ом ­ п ак тнее и собраннее, о тд ел ьны е о б р а зы её убедительнее, поэтиче ские каче с тва её выше . Т ем не менее по эм а не м ож ет п о л н о с т ью у д о вл е т в о р и т ь читателя . П о э м а « Б о л ь ш а я д оро га» в з н а ч и ­ т е л ьн ой своей ч ас ти каж е т с я р а с т я н у т о й и с куч н ой , та к к а к в ней по с ущ е с т в у м ал о ч то происходит. А те и л и и ны е с о бы ти я из ж и з н и ю н о го героя, с ам и по себе в аж н ы е и ин тересные , о к а з а л и с ь на деле н е д о с та то ч ны м и д л я сю ж е т н о г о н а п о л н е н и я произведения . В о с п и т а н н и к де тского дома А н д р е й К л е в ц о в в е р н у л с я в у ч и л и щ е по сле к а ­ ник ул . Зд е с ь его ож и д ал о н е ск ол ь ко л ё г к и х н е прия тно стей , но г л а в н ы м о б р а ­ з ом — учёба, с к о т о р о й он у с п еш н о спр а вл яе тся , и р яд с то л ь ж е у с п еш н о вы п о л н е н н ы х по р учений , д о л ж е н с т в ую ­ щ и х дока за ть , ч то К л е в ц о в до с тои н п р и ём а в ком сомол . В з а к лю ч е н и е ко л л е к ти в у ч и л и щ а о тм е чае т его1семнад - цатилетие . И х о т я последние с ц е н ы п р а в д и вы и в о л н ую т читателя , п о эм ы о ни с о с т а в и ть не могут. П о эм а и л лю с тр а ти вн а . Рем е сл е н ни к и у ч а т с я — и з у ч аю т р а зл и ч н ы е предмет ты , х о д я т н а п р а к ти ч е ск и е з а н я ти я — з а н и м аю т с я ф и зк ул ь т у р о й , г ул яю т , т а н ­ ц ую т , см о тр я т кино , с л у ш а ю т радио, обе ­ даю т, спят. Н о во им я чего всё эт.о и з о б ­ раж ено , к сож алению , неизвестно ; в по э ­ ме о т с у т с т в у е т п о к а з гл а в н о го — д у х о в ­ н о го р о с та героя , р а зв и ти е его в н у т р е н ­ 1 Н. П о ч и в а л и н. «Большая дорога». Омское книжное изд-во, 1952 г. н и х качеств. П р о ч и т а в по эм у , м ы т а к и не увидим , чем ж е о б о га ти л с я её герой, к а к он вы р о с в годы , ко гд а э то т р о с т особенно и н тен си ве н и зам етен . Т а к п о ­ л уч а е т с я по том у , ч то А н д р е й в по эм е не в с тре чае т н и к а к и х пр е п я т с тви й , не п р е ­ одолевает н и к а к и х тр уд нос тей . Н е пи с а л А н д р е й д о л го пи с ем в р о д ­ н ой детдом, — в ы з в а л его п а р т о р г М и ­ тин, п о ж у р и л — о н нем ед ленн о н апи сал : « Д а ю вам честно© сло во — я, А л е к с е й П е тр о ви ч , с е год н я ж е н а п и ш у ! » С х в а т и л д в о й к у п о ф изике , — в ы з в а л его М и т и н , п ож ур и л , — и о н с р а з у ж е и с п р а ви л с я : «П р а в д а , по сиде ть ем у п р иш л о сь , но з а т о и о т в е ч а л о тли чн о » . Н а р у ш и л д и с ­ ц и п л и н у — « х о те л п о д н аж а т ь с р ем о н ­ т о м » ,— в ы з в а л е го с н о в а М и т и н , п о ж у ­ рил, — и о н т у т ж е р а с к а я л с я : « к а к не верти , а с ты д н о . Н е з р я р асс е р д и л с я М и т и н » и т. п. С о зд а ё тс я * впеч атлени е , что в у ч и л и щ е всё п р о х о д и т т и х о и гл ад ­ ко, а если ч то и с л у ч и т с я — вм еш а е тс я М и т и н , и всё сн о ва б е зб о ле зн е н н о п о к а ­ т и т с я вперёд без с у ч к а и з ад о р и н ки . Н е т в э том д в и ж е н и я героя , он вы с т у п а е т здесь п о с т о я н н о в од н ом качестве . Н е з а в и д н у ю р о л ь р е ги с тр а т о р а со ве р ­ ш и в ш и х с я с о б ы ти й вы п о л н я е т здесь М и ­ тин. О н , вы х о д и т , т о л ь к о ж у р и т и с ты ­ ди т р е б я т з а в с я к о го р о д а п р о с т у п к и , а н е д ей ствуе т , к а к п о л и т и ч е с к и й р у к о в о ­ ди те л ь у ч и л ищ а . В п е р в о й ж е вс тре че с А н д р е е м М и т и н в ы г л я д и т кр а й н е бледным , н е и н те р е сны м , бе зликим . Н е ­ известн о , з ач ем з аш ё л к н е м у К л е в ц о в , но он з аш ёл , и р а з г о в о р м еж д у ним и п о л у ч и л с я такой : Он вскинул глаза , и сразу: — Ага, отпускник! Садись. Как отдыхал — рассказы вай . Как она, парень , жизнь? — Да ничего, порядок. — Только-то и всего? Ну, погостил? А рад ли? И опять: — Ничего. — Скуп, брат, н а слово стал. Что ты такой? — Устал. — Тогда отдыхай, не мешкай. Иди, да помойся весь. А зав тр а чтоб нос не вешать. —Есть!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2